Как отмечает в своей новой статье американский обозреватель НВО Сит Феррис, ожесточенные протесты афроамериканцев и снос исторических монументов в США в конечном итоге ни к чему не приведут.
Не помогут угнетенным и попытки выбрать «правильного» кандидата на президентских выборах, поскольку источником их бед является экономическая модель, которую сегодня принято называть неолиберальной, хотя какое отношение она имеет к либеральным ценностям — это большой вопрос.
Автор отмечает, что в среде экономистов могут бродить самые разные идеи, и пока они не выходят за рамки лекториев и аудиторий, ничего предосудительного в этом нет.
Однако именно экономические теории определяют политику государства и его приоритеты, но при этом их значимость основывается не на качестве предложенных решений, а на личных связях тех людей, которые эти решения предлагают.
Мало кто сегодня представляет, каким влиянием обладал в годы начала холодной войны британский экономист Джон Мейнард Кейнс, который продвигал социально-ориентированные идеи в тот момент, когда Запад начал отчаянную борьбу с социализмом. Директор Банка Англии и член Палаты лордов не раз посещал международные конференции, где любой желающий поспорить с ним должен был обладать такой же властью и влиянием, что чаще всего не происходило.
Именно сохранение социальной ориентированности государственной политики позволило Западу на протяжении долго времени соревноваться со странами Варшавского договора.
Но вскоре сторонники неолиберальных идей на Западе получили в академических кругах такое же влияние, которым когда-то обладал Кейнс, что и привело к стремительному урезанию любых трат государства на социальные нужды населения, поскольку, в понимании адептов новой школы, человек сам должен был заранее думать обо всех своих нуждах, рассчитывая, как тратить свой доход.
Стоит отметить, что люди с крайне низким доходом, к которому можно отнести большинство афроамериканцев, являются погрешностью в этой системе, а потому они, ради стройности уравнения, просто-напросто игнорируются.
Автор отмечает, что любое капиталистическое устройство базируется на тех принципах получения дохода, которые на данный момент времени считаются приемлемыми.
Не все рабовладельцы, памятники которых сносятся сегодня в США, были расистами, чего нельзя сказать об экономической системе, которая сделала торговлю людьми возможной. Западное неолиберальное общество не заботится о том, какие войны ведутся сегодня в Африке ради сохранения приемлемого способа получения прибыли западными олигархиями. Однако без истребления клановости и косности мышления в экономических школах никакими протестами бедные и обездоленные на Западе не смогут добиться улучшения своего экономического положения.
Полная версия статьи на английском языке.