После силового предупреждения в конце 2019 года Вашингтоном Египта о санкциях, которые могут быть введены, если Каир решит осуществить закупку военных самолетов у России, двусторонние отношения Египта и Вашингтона были значительно испорчены, несмотря на предыдущие хвалебные высказывания президента США о египетском лидере.
И вот на днях Дональд Трамп продемонстрировал миру, что он вновь зажег для Египта «зеленый свет» в дальнейшей активизации двустороннего сотрудничества, в частности — военно-технического.
7 мая 2020 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency — DSCA) направило Конгрессу США уведомление о предстоящей продаже Египту по линии американской программы межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) комплектов и оборудования для модернизации 43 боевых вертолетов Boeing AH-64D Apache вооруженных сил Египта. Продажа санкционирована Государственным департаментом США. Общая предполагаемая стоимость поставок и работ по модернизации составит $2,3 млрд, будет осуществлена в счет американской военной помощи Египту.
Указанный значительный военный контракт и демонстрация Вашингтоном в последние годы ориентации на поддержку и углубление не только политического, но и военно-технического сотрудничества с Египтом невольно вызывают вопрос: чем же обусловлены такие шаги?
Еще в период своей предыдущей предвыборной кампании Дональд Трамп критиковал политику Обамы на Ближнем Востоке и с первых же дней своего пребывания в Овальном кабинете стал усиленно корректировать последующие отношения США с рядом арабских государств. Он пересмотрел многие внешнеполитические вектора предыдущей администрации, в особенности на североафриканском направлении, стал активно искать дополнительные «опорные точки» для Вашингтона в регионе.
Особой «корректировке» подверглись отношения США с Египтом и президентом этой страны Абдель Фаттах ас-Сиси, правящим Египтом, по оценке Трампа, «жесткой рукой». Более чем сдержанное предыдущее отношение к ас-Сиси объяснялось тем, что он пришел к власти в 2013 году путем военного переворота, свергнув правительство «Братьев-мусульман» во главе с Мухаммедом Мурси, который был одним из ключевых проектов Барака Обамы в Северной Африке. Именно по этой причине «либеральные круги» США того периода обвиняли ас-Сиси в систематических нарушениях прав человека и даже заморозили многомиллиардную помощь Египту, снизили уровень дипломатических отношений, ограничили развитие двусторонних военно-технических связей.
Однако Дональд Трамп, идущий во власти в тесной связке со своими генералами, с самого начала стал показывать, что ему наплевать на все предыдущие либеральные разговоры о правах человека и демократии в отношениях с «нужными государствами». Главное для него — американские интересы, а, как известно, эти интересы во многом обусловлены позицией военно-промышленных кругов США, которым импонировала фигура египетского президента, также являющегося военным. По этой причине, открыто высказывая свои восхищения президентом ас-Сиси и о том, что он проделал «фантастическую работу в очень сложной ситуации», Дональд Трамп перезагрузил отношения США и Египта, полностью свел на нет наследие Обамы на этом направлении.
Весьма показательны в этом плане результаты официального визита ас-Сиси в США в апреле 2019, в ходе которого Вашингтон прямо указал египетскому лидеру, что от него ждут полной поддержки американской политики в конфликтах в Сирии, Йемене, Ливии, Израиле и Палестине, в региональных действиях.
Напомним, что во второй половине двадцатого века американское правительство делало особый упор в региональном сотрудничестве на Израиле, на помощи ему как деньгами (ссуды и займы на оборону), так и техникой (самолеты, танки, противоракетные комплексы). Благодаря этому Израиль сумел не только одержать верх в ряде вооруженных конфликтов с превосходящим по численности противником, но и укрепить свое региональное положение. Подобная поддержка вылетала Соединенным Штатам в копеечку, составляя миллиарды долларов ежегодно. То есть ценен Израиль был Вашингтону прежде всего тем, что израильская армия крайне эффективно противостояла превосходящим вооруженным силам противника в данном регионе, в частности, Египта, Сирии, Ирака, где у власти находились просоветские лидеры, угрожавшие взять под контроль весь Ближний Восток. И если бы не Израиль, то Вашингтону пришлось бы содержать еще одну армию на Ближнем Востоке, расходы на которую ежегодно составляли бы не менее триллиона долларов, превысив все затраты на Израиль в несколько раз. Также США пришлось бы строить дополнительный флот для поддержки сухопутной армии и искать пушечное мясо для «наведения демократии» хотя бы в прибрежной зоне.
Сегодня же Трамп, на фоне явных неудач своей политики в Ираке, а также в противодействии с Ираном и Сирией, в провале идеи создания «арабского НАТО», вынужден делать еще одну «опорную точку» в регионе. При этом он рассчитывает, что Египет возьмет на себя от США функции «смотрящего» за арабскими государствами, в особенности североафриканскими, прежде всего такими, как Ливия, Алжир, Тунис, одновременно оказывая Вашингтону содействие в его политике в Йемене, Сирии, Ираке. При этом в Вашингтоне учитывают, что сегодня Египет обладает одними из самых больших на Ближнем Востоке вооруженных сил и египетское «пушечное мясо» может потребоваться США.
Параллельно со своей военно-технической поддержкой Египта Вашингтон через европейских союзников оказывает содействие дальнейшему укреплению египетской армии в материально-техническом плане. В частности, результатом этих шагов стало недавнее прибытие уже третьей дизель-электрической подводной лодки проекта 209/1400mod из Германии.
Нельзя также забывать, что демонстративное последнее военно-техническое сближение с Каиром рассчитано на сдерживание Вашингтоном активно развивавшихся в последние годы политических и военных контактов Египта с Россией. А к таким действиям России в Северной Африке и в целом на Ближнем Востоке в США относятся более чем ревностно, всеми силами стремясь не допустить такого сближения арабских государств региона с Москвой.
Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».