Уровень присутствия фактора “пандемии SARS COV-2” в современных глобальных процессах продолжает возрастать, не желая пока выходить на знаменитое теперь “плато”. Снова подчеркнём главное: неожиданно возникшая беда, обрушившаяся на всё человечество и оказавшаяся в фокусе его забот и внимания, почти никак не отразилась на характере мировых политических процессов.
Как велись, так и продолжаются опасные игры вокруг “Тайваньской проблемы”, сегодня одной из ключевых и самых рискованных на глобальном игровом столе. SARS COV-2 стал лишь одним из промежуточных факторов в долгосрочной “Тайваньской проблеме”.
Более того, сам фактор коронавируса уже “берётся на вооружение” в политических целях. Как, повторим, на уровне межгосударственных отношений, так и внутри отдельных стран.
В первую очередь это относится к ведущим державам, где инструментальный характер SARS COV-2 во внутриполитических процессах особенно заметен. Достаточно сослаться на нынешнего «мирового лидера».
Эпидемия короновируса стала важным фактором внутриполитической жизни и Индии. При том что общая картина с заболеваниями в стране от SARS COV-2, если её строить на базе официальных данных, пока выглядит несопоставимо более благоприятно, чем в США и Европе.
На конец апреля число выявленных заражённых в Индии (не забудем, что речь идёт о стране с населением, превышающем 1,3 млрд человек) составило 26270 тыс. (+1750 за сутки), из которых 821 умерли (+43 за сутки) и свыше 5-и тыс. выздоровели. У 80% заражённых либо отсутствуют признаки заболевания коронавирусом, либо они выражены в слабой форме. Оговоримся, что (как и везде) в Индии существует проблема интерпретации приведенных данных.
В частности, в последнее время обсуждаются вопросы достоверности тестов на наличие антител в организме проверяемого. Только повышение качества подобных тестов и широкое их внедрение в практику способно сформировать более или менее объективную картину (не только в Индии, но и в мире в целом) реальных масштабов, даты начала распространения SARS COV-2, а также реального места данной эпидемии среди прочих глобальных угроз.
В попытках подавить распространение коронавируса в Индии повсеместно приняты меры такого же уровня жёсткости, как в некоторых районах самых неблагополучных европейских стран. С 24 марта введён трёхнедельный всеобщий карантин, практически прервавший не только связи с внешним миром, но и резко усложнивший их внутри страны.
Однако жёсткие ограничения сразу и негативным образом отразились на функционировании государственного организма в целом, а также на жизни каждого её отдельного гражданина. Возникли проблемы у тех из 150-и миллионов подёнщиков, которые ежедневно перемещаются между отдельными штатами, и это обстоятельство прямо связано с вопросом обеспечения жизни этих людей.
Центральное правительство приняло ряд экстренных мер с целью смягчения негативных последствий карантина. В частности, 3 апреля в распоряжение правительств штатов выделено из госрезервов порядка 1,5 млрд долл. Эти деньги предполагается потратить в основном на экстренное строительство сооружений с необходимым медицинским оборудованием для принятия тех заражённых SARS COV-2, которые нуждаются в экстренной помощи.
Характер и масштабы предпринимаемых мер подвергаются (вполне ожидаемой и нередко обоснованной) критике со стороны оппозиции. В частности, она прозвучала от лидеров партии Индийский национальный конгресс. Суть претензий сводится к обвинению правительства в недостаточности выделяемых средств поддержки в целях компенсации текущих издержек госслужащих, малого и среднего бизнеса. Якобы для Центрального правительства первоочередной остаётся задача давно намеченной радикальной модернизации национальной экономики, к которой предполагается приступить по мере деактуализации проблемы с эпидемий SARS COV-2.
Но и на экспертном уровне указывается на то, что вся нынешняя ситуация с распространением коронавируса обнажила давние проблемы страны в сферах как экономики, так и политико-социальной. В этом плане примечательными представляются публикации в Indian Express на тему отсутствия “света в конце туннеля” в перспективах национальной экономики и возрастания различного рода “социальных дистанций” в обществе, а также снижения в нём “уровня демократичности”.
Вряд ли, однако, подобный пессимизм разделяет большинство населения страны. В той же Indian Express говорится о том, что едва ли не впервые в истории Индии некая, неожиданно возникшая беда национального масштаба не приведёт к массовому голоду. В связи с этим воздаётся должное индийским фермерам. У которых, заметим, есть свои претензии к политике в области сельского хозяйства нынешнего руководства страны.
Опросы настроений в обществе свидетельствуют о беспрецедентном уровне доверия (порядка 93%) к действиям правительства Нарендры Моди в условиях эпидемии SARS COV-2. Что вызвало удивление даже в рядах сторонников премьер-министра и правящей Бхаратия джаната парти, не забывших совсем недавний электоральный разгром БДП на выборах в Законодательное собрание специального столичного округа.
Подобный уровень доверия (видимо, беспрецедентный и в мире в целом) позволяет правительству Н. Моди действовать уверенно в нынешней чрезвычайной ситуации. В частности, рассматривается возможность ослабления ограничений даже в условиях карантина, с тем чтобы облегчить жизнь мелкому и среднему бизнесу, а также отдельным гражданам. Строятся и более долгосрочные планы по “выходу из комы” экономики в целом.
В сложившейся сложной внутренней ситуации очень своевременными оказались демонстративные знаки внимания премьер-министра к мусульманской общине страны накануне священного для мусульман месяца Рамадан, который в этом году начался 24 апреля. В частности, за неделю до него в ходе телефонного разговора с королём Иордании Абдуллой II Н. Моди поздравил собеседника с предстоящим праздником.
Обращает также на себя внимание такой крайне важный факт, как функционирование Верховного суда в формате “одной команды” с правительством. При том что в государственном устройстве Индии ВС обладает независимым статусом не только де-юре, но и де-факто. Иначе говоря, ВС сегодня особо не утруждает себя проблемой соблюдения “юридической чистоты” в ходе рассмотрения претензий к принимаемым правительством экстренным мерам. Что, видимо, правильно на этапе крайне серьёзных испытаний для страны.
В целом действия нынешнего правительства Индии в условиях возрастания значимости фактора “пандемии SARS COV-2”, а также связанных с ним неопределённостей пока можно оценивать как одни из самых адекватных в мире.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».