EN|FR|RU
Социальные сети:

Новая «химера» нацеливается на мир

Валерий Куликов, 06 мая

PL342342

Сегодня, когда споры о возможном «рукотворном» происхождении коронавируса и об участии в этом секретных биолабораторий США все больше приковывают внимание международной общественности, вряд ли стоит обходить молчанием очередное «творение» — новый «мутантный фермент», способный разлагать пластиковые отходы всего за пару часов.

Как сообщают европейские СМИ, ученые из компании Carbios создали бактериальный фермент-мутант, который способен расщеплять пластиковые бутылки за считанные часы. Об этом открытии даже была опубликована статья в престижном журнале Nature. «Это настоящий прорыв в переработке и производстве полиэтилена», — сказал член научного комитета Carbios Салех Джабарин, профессор Университета Толедо в штате Огайо. «Наша цель — начать производство нового фермента в крупных промышленных масштабах к 2024-2025 году», — заявил заместитель генерального директора Carbios Мартин Стефан. В этих целях Carbios установила партнерские отношения с такими компаниями, как Pepsi и L’Oréal, которые получат преимущества от разработки инновации Carbios и окажутся первыми претендентами на доступные установки.

С учетом того, что миллиарды тонн пластиковых отходов загрязнили планету, начиная от Арктики до самой глубокой океанской впадины, этот инновационный бактериальный фермент Carbios уже разрекламирован как «новое решение для глобальной проблемы». Исследователи сообщают, что ученые проанализировали 100 000 микроорганизмов и подвергли фермент мутированию, чтобы улучшить его способность разрушать полиэтилен, из которого изготовлены бутылки для напитков и другая упаковка пищевых продуктов. В частности указывается, что команда использовала фермент для разрушения тонны пластиковых бутылок, которые были переработаны на 90 процентов в течение 10 часов.

В 2018 году другая группа ученых уже заявляла о создании другого фермента, который разрушает пластиковые бутылки. В частности, сообщалось, что немецкие ученые обнаружили штамм бактерий, способный перерабатывать полиуретановый пластик в полностью биоразлагаемые материалы. «При разложении пластика образуются токсичные и канцерогенные вещества, убивающие большинство бактерий, однако обнаруженный штамм стоек к такому воздействию. Не сомневаемся, что это открытие станет важным шагом к утилизации полиуретановых продуктов во всем мире», — отметил член исследовательской группы из немецкого центра экологических исследований Герман Хайпипер (Hermann Heipieper).

В связи со всеми этими бравурными сообщениями невольно вспоминается эпопея с созданием в США другой «химеры» — выведенного в лабораторных условиях США синтетического штамма микоплазмы «Синтия» (Mycoplasma laboratorium). Он способен к самостоятельному размножению и был предназначен, как утверждалось в зарубежных СМИ, для ликвидации последствий нефтяной катастрофы в водах Мексиканского залива путем поглощения загрязнений. В 2011 году бактерии запустили в Мировой океан для уничтожения нефтяных пятен, представляющих угрозу экологии Земли. Это необдуманное и плохо просчитанное решение вскоре обернулось страшными последствиями – микроорганизмы вышли из-под контроля. Появились сообщения о страшном заболевании, названном журналистами «синей чумой» и ставшем причиной вымирания фауны в Мексиканском заливе. Причем все публикации о последствиях воздействия этой «химеры», вызвавшей панику населения, публиковались только в СМИ, тогда как научные издания предпочитали молчать.

Как информировали многие СМИ с публикацией фото пострадавших районов, людей и животных, в процессе поглощения нефтепродуктов «Синтия» изменила и расширила питательные потребности, включив в «рацион» белки животного происхождения. Попадая в микроскопические раны на теле рыб и других морских животных, она с кровотоком разносится по всем органам и системам, за короткое время буквально разъедая все на своем пути. Всего за несколько дней кожные покровы морских животных и рыб покрываются язвами, а потом полностью сгнивают, приводя к гибели животных.

Публиковались также и сообщения о смертельных случаях заболевания (с тем же симптомокомплексом) и людей, искупавшихся в Мексиканском заливе. Последние исследования показали, что бактерии «Синтия» вместе с Гольфстримом уже распространяются по европейским побережьям. Отдел здравоохранения округа Мичиган (штат Алабама) сообщал об участившихся случаях смертельного заражения жителей штата плотоядными бактериями, активное распространение которых происходит в Мексиканском заливе. Так, пострадали жители штата, которые купались в Мексиканском заливе, имея на теле открытые раны, а один употреблял в пищу сырые устрицы из этого залива. Как сообщают медики, смертоносные бактерии активно воздействуют на человека при употреблении сырых морепродуктов или воздействуют на тело через царапины и открытые раны.

Сейчас же истинные масштабы этой трагедии с «Синтией» скрываются в США на правительственном уровне.

Лекарства от бактерии «Синтии» нет, на нее не действует ни один антибиотик, поэтому смерть неизбежна. Попав в малюсенькую ранку, она начинает размножаться с удивительной скоростью и, если не ампутировать пораженный участок, то человек умирает от внутреннего кровоизлияния.

Но рано или поздно эти бактерии, умеющие приспосабливаться к любым условиям, распространятся по всему миру через Атлантику, дождевые облака, становясь источниками паники и боязни купаться в океанах, морях и даже реках, употреблять в еду в сыром виде морепродукты, в частности устрицы, суши.

Ученые, создавшие бактерию «Синтия», в свое время в один голос утверждали, что выведенная бактерия способна питаться только нефтью, которая является продуктом растительного происхождения, а животный белок она просто не способна переварить. Однако, способная к ускоренному размножению, не умирающая от действия антибиотиков бактерия явно приобрела в процессе мутации новые способности, научилась питаться животными организмами.

Кстати, и коронавирус нам всем показал свои последние приобретенные способности к мутированию…

Микробиологам хорошо известно явление спонтанных мутаций за счет изменения или выпадения (делеции) того или иного гена в геноме бактерий и вирусов, которые приводят к изменению свойств клетки.

Поэтому очень не хотелось бы, чтобы новая «химера» от Carbios проделала с нами такую же злую шутку.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».