Оценив, как в 2019 г. выглядели санкции против КНДР, посмотрим, как они работают. Отталкиваться при этом мы будем от докладов комитета Совета Безопасности ООН по санкциям в отношении КНДР. Группа экспертов ООН уполномочена дважды в год, в сентябре и марте, представлять совету доклады о случаях несоблюдения резолюций и рекомендовать меры по их более эффективному осуществлению. Отчеты группы широко используются должностными лицами в правительственных учреждениях США, Конгрессе и большинство вбросов СМИ основаны на этих данных.
В последние годы даже в документах такого рода начали говорить о том, что санкции имеют негативный побочный эффект и с этим тоже надо что-то делать.
Мартовский доклад о ситуации за 2018 год активно цитировался, особенно агентством Рейтер. Суммировав данные, отметим то, что в наибольшей мере привлекло внимание автора.
- Находясь под санкциями, КНДР сохраняет свою ядерную программу. Более того, она предпринимала попытку приобрести оборудование по обогащению урана.
- Эксперты комитета также отмечают, что северокорейские власти перераспределили ракетные установки по разным районам страны в целях подготовки к вероятным военным действиям со стороны США.
- Указывается, что для получения денежных средств Пхеньян использует хакерские атаки. К примеру, в 2018 г. северокорейские хакеры совершили атаку на банки Индии и Чили, выведя десятки миллионов долларов. Всего кибератаки позволили Северу получить более 670 млн долларов в иностранной и виртуальной валюте.
- КНДР предпринимала попытки продавать стрелковое оружие и военное снаряжение повстанцам в Ливии, Судане и Йемене в нарушение эмбарго на поставки оружия.
- Есть информация о том, что КНДР увеличила объём незаконного импорта нефтепродуктов и экспорта угля. В основном существенно увеличены объёмы запрещённой перевалки нефтепродуктов и угля в открытом море с судов под иностранным флагом с использованием удобных флагов.
- Случаи перевалки имели место не только на Южно-Китайском море, но даже в Желтом море. Согласно данным, полученным от ОКНШ РК депутатом Пэк Сын Чжу, число случаев выросло с 60 в 2017 году до 130 в 2018 г. Эти цифры подтверждаются данными, собранными с помощью средств связи и спутникового наблюдения.
- Якобы КНДР имеет в своём распоряжении 28 судов, приспособленных для перевозки вышеуказанным способом нефтепродуктов, а также 33 судна для транспортировки угля.
- Кроме того, используются всё более совершенные методы уклонения от санкций, в том числе использование небольших и незарегистрированных судов без опознавательных знаков и фальсификация данных автоматической идентификационной системы (AIS) с целью обеспечить незаметное передвижение судов. Суда, осуществляющие незаконные перевозки, используют идентификационные номера других судов, отправляя неверные данные системы AIS.
- На своем нефтяном терминале Нампхо КНДР использует подводные трубопроводы для разгрузки топлива, полученного санкционированными методами.
Похожие данные поступают и из иных источников. ВМС Южной Кореи в 2017 году контролировали поставки и обнаружили около 10 правонарушений. Однако вместо принудительных инспекций гражданских судов в открытом море министерство обороны РК направляет информацию в Голубой дом, который затем передает ее в СБ ООН.
Сайт 38 North, специализирующийся на анализе спутниковых снимков КНДР, публиковал фотографии, по-видимому, документирующие поставки угля Северной Кореи через порты Нампхо и Раджин. На них заметны грузовые транспортные суда, стоящие на якоре, и огромные холмы темного вещества, которое, по-видимому, является углем.
Министерство финансов США также сообщало, что в 2018 году было по крайней мере 263 случаев перевалки между судами. Сколько перекачали, неизвестно, но если бы танкеры были полностью загружены, Северная Корея импортировала бы 3,78 миллиона баррелей — в семь с половиной раз больше, чем 500 000 баррелей в год, разрешенных резолюцией ООН.
Россия назвала доказательства Вашингтона фрагментарными и отметила, что для принятия комитетом решения о полном прекращении экспорта нефтепродуктов в КНДР их недостаточно.
С другой стороны, в докладе вынужденно говорится о том, что гуманитарные организации сталкиваются со значительным осложнением своей деятельности в сфере поставок питьевой воды, продовольствия, медицинских услуг, оказания помощи в развитии сельского хозяйства и подготовке к стихийным бедствиям в КНДР. Кроме того, комитет получает заявки на выведение из-под санкций проектов гуманитарной помощи лишь дважды в год, и они рассматриваются со значительными задержками, из-за чего часто теряется фактор своевременности помощи. Существует шесть основных проблемных областей: задержки с получением финансирования; крах банковских переводов; задержки с таможенным оформлением; сокращение иностранных поставщиков; увеличение затрат, связанных с гуманитарной деятельностью; и сокращение финансирования операций.
Отдельно отметим неприятный для РК «казус с фотографией». В доклад включили фотографию президента Мун Чжэ Ина, садящегося с северокорейским лидером Ким Чен Ыном в Мерседес, который вообще-то не должен был оказаться в стране как запрещенный предмет роскоши. Со ссылкой на сотрудников ООН утверждалось, что правительство РК безрезультатно использовало различные каналы, чтобы попросить комитет не использовать фотографию Муна, так как фотография намекала на соучастие Муна в нарушении Кимом запрета на продажу роскошных автомобилей на север.
Один источник даже утверждал, что комитет по санкциям даже направил вопросы в Голубой дом, чтобы собрать информацию о Майбахе, на котором ездил Мун, но там отрицают это.
О том, как власти КНДР в 2018 году закупили и доставили в страну два бронированных автомобиля стоимостью более 1 млн долл., писала New York Times со ссылкой на доклад Центра перспективных оборонных исследований (C4ADS). Это лимузины Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard и Mercedes-Maybach S62, на которых северокорейский лидер передвигался, в частности, во время зарубежных визитов.
Машины были отправлены из порта Роттердам в июне, их перевозила China Cosco Shipping Corporation, однако неизвестно, кто был их покупателем. Через 41 день машины прибыли в Далянь, а в августе того же года контейнеры с люксовыми авто были отправлены в Осаку, откуда их перевезли в Пусан. Там их перегрузили на судно DN5505, зарегистрированное на Маршалловых Островах и принадлежавшее компании Do Young Shipping. Точный владелец этой компании неизвестен, но ее связывают с российским бизнесменом Данилом Казачуком, который подтвердил C4ADS, что владел DN5505, но отказался от иных комментариев.
1 октября судно покинуло Пусан, и его местонахождение было неизвестно в течение 18 дней, но впоследствии оно доставило в южнокорейский порт Пхохан уголь, который погрузили в российском порту Находка.
7 октября во Владивосток прилетел северокорейский транспортный самолёт, который, скорее всего, доставил лимузины в Пхеньян.
История с автомобилями «напрягла» наблюдателей в связи с тем, что если в Северную Корею попадают грузовые контейнеры, в которых может поместиться Rolls Royce или Mercedes, таким же образом можно провезти и нечто полезное для ракетно-ядерной программы.
В итоге, выступая на заседании Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США, глава группы экспертов ООН (PoE) Хью Гриффитс заявил, что не видит прогресса Северной Кореи в направлении денуклеаризации, несмотря на более жесткие режимы санкций и два саммита между Вашингтоном и Пхеньяном. Для большей эффективности санкций Гриффитс предложил улучшить меры по обеспечению соблюдения морских и финансовых санкций, а также выразил обеспокоенность уязвимостью глобальной банковской системы, которую Северная Корея атакует по нескольким направлениям.
Когда конгрессмены спросили, какие государства-члены ООН нарушают резолюции ООН, он выразил озабоченность по поводу нескольких африканских стран, но отметил, что большая часть уклонений, по-видимому, касается «частного сектора», а не прямого участия руководства страны.
Что касается вопроса о том, каким образом режим санкций влияет на гуманитарную помощь, то Гриффитс указал на предлагаемое создание «белого списка», который мог бы позволить ускорить отслеживание некоторых видов оборудования и поставок, связанных с оказанием чрезвычайной помощи.
Сентябрьский доклад о ситуации был вдвое меньше предыдущих докладов и запомнился скорее скандалом, связанным с тем, что представитель США в ООН Никки Хейли 13 сентября 2018 года объявила, что США блокируют публикацию доклада из-за вмешательства России.
Если верить американской стороне, доклад занимал 148 страниц и содержал более 140 упоминаний Китая и 30 — России. Его выводы по России были «обширными и подробными», включая информацию о российском участии в перевозках с судна на судно; российских совместных предприятиях, созданных с физическими и юридическими лицами, связанными с разведывательным управлением Северной Кореи и похожими организациями; российском импорте текстильных изделий из Северной Кореи; информацию о безнаказанно действующих в России представителях банков КНДР.
Что касается Китая, то в докладе содержалась информация, в частности, о поставках угля в китайские порты, продаже китайских преобразователей для ядерной программы Северной Кореи, нарушениях запретов на импорт северокорейского железа, стали, текстиля, продовольствия и других товаров, а также о значительной незаконной финансовой и подставной деятельности компаний.
Российская делегация просила, чтобы в докладе была отражена ее позиция как минимум в отношении ограничения добычи нефти, как это предусмотрено в вербальной ноте, направленной группе. Такие добавления для отражения мнений государств-членов в докладах групп являются стандартной практикой, однако посол Никки Хейли оказывала давление на группу, чтобы та не упоминала о позиции России, что могло бы ослабить выводы доклада. Получив отказ, Хейли заблокировала доклад, безосновательно заявив, что Россия вынудила группу удалить из доклада информацию о нарушениях Россией санкций: «Мы видели первоначальный отчет и знаем правду – группа должна поступить правильно и опубликовать его».
Мартовский доклад о ситуации за 2019 год частично повторил тезисы прошлогоднего, показав, что ситуация меняется количественно, но не качественно. Судим сами по основным тезисам.
- Вся запрещённая деятельность проводится Пхеньяном для продолжения ядерной и ракетной программ. В результате, несмотря на санкции, Пхеньян смог получить необходимые для разработок запчасти и технологии и самостоятельно реализовать всю цепочку ракетного производства. В 2019 г. КНДР провела не менее 25 испытательных пусков, включая новые типы баллистических ракет малой дальности и баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок.
- В период с января по август 2019 г. КНДР экспортировала уголь на сумму 370 млн долларов: несмотря на предусмотренный санкциями запрет, Пхеньян экспортировал 3 млн 700 тыс. тонн угля, из которых 2 млн 800 тыс. тонн были перегружены в открытом море с северокорейских судов на китайские баржи. Весь груз был перевезён в три порта китайского города Ханчжоу.
- За счет речных дноуглубительных работ Северная Корея экспортировала в КНР по меньшей мере один миллион тонн песка на сумму не менее 22 миллионов долларов. Исследование, проведенное вашингтонским Центром перспективных оборонных исследований, показало, что песок добывают из залива Хэджу, который в 2019 г. посетили 1563 судна по сравнению с 418 в предыдущие два года вместе взятых. Хотя в соответствии с санкциями ООН, введенными в отношении Северной Кореи в 2017 году после 11 лет ядерных и ракетных испытаний, стране запрещено торговать «землей и камнем»; на фоне строительного бума в Китае песок — востребованный товар.
- Продолжаются нелегальные экспортные поставки и других товаров. Так, CNN якобы выявила в Мозамбике тайную сеть подставных компаний, которые в числе прочего занимались контрабандой ракет класса «земля-воздух» и радиолокационных установок.
- Отмечается практика передачи прав на рыбный промысел, а также попытки коммерческой деятельности при посольствах страны. Газета The New York Times сообщала, что на территории посольства КНДР в Софии одно из помещений сдается в аренду для проведения различных мероприятий (к примеру, свадеб). В Варшаве, по сообщениям СМИ, по адресу северокорейского посольства зарегистрированы 40 предприятий.
- Главной новацией последних лет стало растущее использование КНДР информационных технологий в интересах как легального, так, возможно, и нелегального получения средств. Имеются предположения о том, что северокорейский ВПК использует подчиненные ему торговые корпорации для размещения в Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке сотен разработчиков программного обеспечения. В качестве номинального главы компании выступает местный гражданин, но фактически компанией управляют северокорейцы. Кроме того, программисты из КНДР используют иностранные веб-сайты для получения внештатной работы, скрывая при этом свою личность.
- Разумеется, по убеждению западных экспертов, специалисты КНДР продолжают осуществлять кибератаки против финансовых учреждений и криптовалютных бирж по всему миру, что позволяет с избытком покрыть убытки от запрета традиционной внешнеэкономической деятельности. Более того, «их растущая изощренность может помешать атрибуции»: де-факто это означает, что теперь любую громкую атаку будут списывать на хакеров из КНДР, которые просто очень хорошо маскируются.
- Recorded Future, американская фирма по кибербезопасности, сообщала, что с 2017 по 2019 год объем использования Интернета в КНДР вырос втрое. «Поскольку обычные люди там не имеют доступа в интернет», скачок, конечно же, произошел из-за кибератак. Она же утверждает, что Север концентрируется на майнинге криптовалюты Monero, которая обеспечивает более высокий уровень анонимности, чем хорошо известный Биткойн.
- Зарубежные представители банков КНДР продолжают играть активную роль в организации перевалки грузов с судна на судно и других операциях с использованием посредников из третьих стран, получая доступ к международным банкам.
- Что же до нелегального импорта в КНДР нефти и нефтепродуктов, то его объем мало сократился по сравнению с предсанкционным периодом. Об этом говорят рыночные показатели, отражающие общую стабильность цен на бензин и дизельное топливо в стране, что свидетельствует об отсутствии дефицита. Главным методом является перевалка с судна на судно (за первую половину 2019 г. было отмечено несколько десятков случаев, хотя неизвестно, какие именно товары передавались, поэтому вывод о количестве поступившей таким образом нефти сделать невозможно). Известно о широком использовании танкерами и их соучастниками различных методов сокрытия и маскировки, в первую очередь отключение автоматических систем опознавания.
- Имели место и прямые поставки в нарушение требования о представлении отчетности об импорте нефтепродуктов. Данные спутниковых снимков постоянно показывают в Нампхо какие-то корабли вместе с большим количеством черного материала, предположительно угля. Среди активно светившихся кораблей – даже судно под флагом Великобритании Lucky Star.
- В результате КНДР превысила допустимый санкциями лимит импорта нефтепродуктов в 500 тыс. баррелей.
- КНДР в нарушение санкционного режима продолжает импортировать предметы роскоши. Так, данные Главного таможенного управления КНР, показывают, что в 2019 г. Северная Корея импортировала из Китая вина, пива, других алкогольных напитков на сумму более 30 миллионов долларов. Кроме того, в 2019 году Северная Корея импортировала из Китая табачных изделий на 75 миллионов долларов.
- А по данным российской таможни в том же году КНДР импортировала из России 12 породистых лошадей стоимостью 75 тыс. долларов. Начало таких покупок было положено в 2003 году. Тогда в КНДР в подарок были отправлены три жеребца орловской породы Алтайского конного завода. С 2010 года по прошлый год КНДР приобрела в России 138 лошадей общей стоимостью 580 тыс. долларов.
- Хотя санкции ООН не направлены на причинение вреда северокорейскому гражданскому населению, «не может быть никаких сомнений в том, что санкции ООН оказали непреднамеренное воздействие на гуманитарную ситуацию и операции по оказанию помощи (например, в области здравоохранения, водоснабжения и санитарии, а также обеспечения питанием уязвимых групп населения): положение миллионов людей в КНДР остается тяжелым. Наиболее уязвимые группы населения страдают от отсутствия продовольственной безопасности, недостаточного питания и ограниченного доступа к основным услугам. В результате этого около 10,9 млн человек по-прежнему нуждаются в гуманитарной помощи для удовлетворения своих потребностей в продовольствии, питании, здравоохранении и водоснабжении, а также санитарии и гигиене. Правда, немедленно сделана оговорка — доступ к данным и доказательствам ограничен и нет надежной методологии, которая бы исключала санкции ООН из других факторов.
- Данные НГО развивают этот тезис: согласно докладу, который подготовили и презентовали на площадке ООН несколько неправительственных организаций, в 2019 г. запрет на импорт медоборудования и медикаментов привёл к смерти 4000 человек. Санкции названы коллективным наказанием корейского народа, нарушением элементарных прав человека и международного права. НГО намерены добиваться модификации и отмены санкций, принятия «белого списка» товаров гуманитарного характера, автоматически разрешенных к поставке, упрощения процедуры выдачи разрешений на деятельность международных организаций.
Как и в сентябрьском докладе, значительная часть инвектив была направлена на РФ и КНР, которых завуалировано обвиняли в нарушении санкций. Так, согласно докладу, в 2019 г. Китай и Россия отгрузили на север 22 730 тонн и 30 180 тонн рафинированной нефти соответственно. Эти совокупные 53 000 тонн, или 418 000 баррелей, составляли около 83 процентов от установленного СБ ООН максимального годового потолка в 500 000 баррелей.
В июле 2019 г. Washington Post со ссылкой на анонимные источники и предоставленные ими документы сообщало, что компания Huawei Technologies втайне помогала правительству КНДР создать и поддерживать мобильную беспроводную сеть Koryolink. Huawei сотрудничала с компанией Panda International Information Technology по нескольким проектам в течение по меньшей мере восьми лет и использовала ее в качестве канала для поставок КНДР оборудования для запуска сети Koryolink. По словам источников, сотрудники двух компаний работали совместно из недорогого отеля в Пхеньяне.
Как показывают документы, предоставленные изданию источниками, Huawei участвовала в интеграции сети и предоставлении услуг в области программного обеспечения.
В СМИ США откровенно пишут о том, что, «во-первых, Китай всегда оказывал достаточно помощи, чтобы поддержать своего соседа, и является формальным военным союзником. Быстрое ухудшение китайско-американских отношений только усиливает стимулы для Китая поддерживать это неспокойное государство».
Про постоянные намеки на то, что китайские бизнесмены ведут дела с КНДР «по заданию центра», и говорить не приходится, и неслучайно китайский представитель в ООН не раз заявлял, что его страна подвергается беспричинной критике.
Но главное даже не это – уже не раз на заседаниях СБ ООН Россия и Китай выражали не только обеспокоенность тем, что санкции наносят ущерб северокорейскому гражданскому населению, но и выразили, что ослабление некоторых ограничений может помочь выйти из тупика в ядерных переговорах между Вашингтоном и Пхеньяном. Но США, Франция и Великобритания заявили, что рассматривать вопрос об отмене санкций не время, так как Северная Корея продолжает развивать инфраструктуру и потенциал для своей ракетной программы.
Тем не менее в то время как США продолжают задерживать и блокировать большинство просьб об освобождении от гуманитарной помощи, Китай и Россия откладывают, а затем блокируют просьбы других государств о включении в санкционный список нового физического или юридического лица.
Однако отметим, что де-факто КНДР помогают не только КНР или РФ, но и определенные круги в Южной Корее. В феврале 2019 г. суда DN5505 и Katrin, принадлежащие упомянутой выше Do Young Shipping, были задержаны властями Южной Кореи по подозрению в нарушении действующих против КНДР санкций. DN5505 привлекла внимание из-за угля, предположительного загруженного в Северной Корее, а Katrin из-за перевозки нефтепродуктов в КНДР. Казачук тогда заявил, что владелец судна не отвечает за перевозимый груз и обвинил власти Южной Кореи в «государственном рэкете».
3 апреля 2019 г. южнокорейский танкер P—Pioneer водоизмещением 7,800 тонн был задержан в порту Пусан за нарушение антисеверокорейских санкций Совета Безопасности ООН. По данным МИД РК, имеется информация о том, что во второй половине 2017 года в открытом море с него была перекачана нефть на северокорейский танкер. Это первое задержание судна под флагом РК по подозрению в нарушении международных санкций в отношении КНДР.
В апреле 2019 г. южнокорейская «Чосон ильбо» со ссылкой на «Голос Америки» сообщала, что южнокорейский танкер «Лунис», подозреваемый в осуществлении незаконных поставок нефти, никогда не заходил в порт Сингапура, о котором он регулярно сообщал как о своем конечном пункте назначения. С 2017 года он 27 раз выходил из южнокорейских портов, но вместо Сингапура танкер был неоднократно замечен вблизи острова Чжоушань в Восточно-Китайском море и в других местах, где, по мнению Министерства финансов США, продавал нефть рыбацким лодкам и баржам в этих водах. Судоходная компания, которой принадлежит «Лунис», также владеет P—Pioneer, который был задержан в Пусане по подозрению в передаче более 4300 тонн дизельного топлива северокорейским судам.
Однако представитель властей заявил, что оба танкера были сданы в аренду неким сингапурским фирмам, и нет никаких доказательств южнокорейской причастности.
В ноябре 2019 г. региональный суд Тэгу вынес приговор по громкому делу о незаконном ввозе в Южную Корею 38118 тонн северокорейского антрацита и 2010 тонн чугуна, которые выдавались за российские. С апреля по октябрь 2017 года доказано восемь случаев, когда северокорейские уголь и чугун ввозились в российские порты Дальнего Востока, где на них получали поддельные сертификаты происхождения и поддельные печати Торгово-промышленной палаты РФ, что позволяло судам зайти в порты Южной Кореи и разгрузиться. Преступники (пять компаний и четыре физических лица) получили наказание от крупных штрафов в размере от пяти до пятнадцати миллионов вон до нескольких лет тюремного заключения.
В результате все больше западных специалистов приходят к выводу о том, что с точки зрения главной задачи санкций (экономического удушения Севера и провоцирования там политической нестабильности) они не работают, так как мало препятствуют продолжению ракетно-ядерной программы КНДР и получению средств и товаров из-за рубежа. Вместо ожидаемого сокращения ресурсов и замедления темпов КНДР просто перевела часть внешнеэкономической деятельности в «серую зону». В 2019 году, после трех лет «максимального давления» США и ООН, в Северной Корее мало признаков макроэкономического кризиса, который был бы виден в валютном курсе или ценах на газ, рис и иные ключевые товары.
Как отмечают специалисты с сайта 38North, «американские политики не в состоянии понять суровую истину: санкции ООН — это обесценивающийся актив».
Правда, выводы из этого тезиса делаются не: «раз санкции не работают, их пора отменять», а: «раз санкции не работают, их надо заставить работать». Искать возможности для новых резолюций, ужесточающих режим санкций, а пока для них нет повода, активнее репрессировать нарушителей. Усилить способность группы экспертов ООН осуществлять мониторинг и представлять доклады о санкциях и рекомендовать меры по улучшению их осуществления. Искать способы более эффективного принуждения стран-членов ООН выделить необходимое время, ресурсы и политическую волю для осуществления санкций. И так далее…
Автор не уверен, что это голос разума, потому что несоразмерность нынешнего уровня давления и поведения КНДР слишком видна. А значит, понятна и истинная цель санкций, связанная не с ЯПКП, а с желанием стереть Северную Корею с карты. А значит, будут продолжаться и меры, направленные на ослабление этого давления всеми возможными способами.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».