В 2019 г. Россия и Новая Зеландия отметили 75-летие с момента установления дипломатических отношений. Сейчас, когда Океания, как и весь Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), стала ареной политического и экономического противостояния между Китаем и Западом, а РФ также готовится войти в число мощнейших региональных игроков, это событие может, безусловно, означать новый этап в российско-новозеландских отношениях.
Дипломатические отношения между Советским Союзом и Новой Зеландией были установлены 13 апреля 1944 г., в разгар Второй мировой войны. Новая Зеландия вступила в нее вместе со своей бывшей метрополией – Великобританией и внесла значительный вклад в борьбу с гитлеровской Германией и ее союзниками – Японией и Италией. Новозеландцы сражались не только в Южно-Тихоокеанском регионе, но и в Европе и Северной Африке. Также они принимали участие в защите Северных, или Арктических, конвоев, которые в условиях смертельной опасности, под постоянным огнем гитлеровцев, доставляли необходимые грузы в СССР. Всего в войне участвовало около 140 тыс. новозеландских граждан, из них 11 928 погибло. Ежегодно 9 мая в столице Новой Зеландии Веллингтоне члены местной русскоговорящей общины совершают возложение венков к памятной доске новозеландским морякам – участникам Северных конвоев. Известно, что память о Второй мировой войне имеет особое значение для России и не может не влиять на ее отношение к Новой Зеландии.
СССР активно покупал у Новой Зеландии сельскохозяйственную продукцию: одно время он был главным импортером ее баранины, которая всегда была одной из главных статей новозеландского экспорта. Сейчас Россия и Новая Зеландия также ведут сотрудничество в сельскохозяйственной сфере и видят в нем большой потенциал развития.
Новая Зеландия хоть и процветающая, но небольшая страна, да и не самая развитая в военном отношении. Поэтому она особенно четко осознает зависимость своей безопасности и благополучия от всего Азиатско-Тихоокеанского региона, а также мира в целом, и понимает необходимость сохранения порядка в мире, неукоснительного соблюдения устава ООН и прочих норм международного законодательства, а также дипломатического решения всех разногласий. Также Новая Зеландия заявляет о приверженности идее многополярного мира. В этих вопросах позиция Новой Зеландии совпадает с позицией России, и на этой почве две страны успешно сотрудничают на полях ООН и других международных организаций. По словам новозеландского руководства, принципы мира и законности для Новой Зеландии выше сотрудничества с традиционными партнерами – Великобританией и США, что особенно важно для РФ, у которой в последние годы возникли значительные разногласия с Западом. В результате, несмотря на принадлежность Новой Зеландии к западному миру, ее отношения с РФ не охладели, что проявилось, в частности, в том, что ее не затронул запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, который Россия ввела для других западных стран.
В 2015-2016 гг. Россия и Новая Зеландия сотрудничали в Совете Безопасности ООН. Две страны показали высокий уровень взаимного понимания и уважения и остались довольны совместной работой.
Международная безопасность – один из главных вопросов, в которых две страны намерены развивать сотрудничество. Теракт в новозеландском городе Крайстчерч в марте 2019 г. показал, что проблема терроризма, которая раньше казалась неактуальной для Новой Зеландии, затрагивает и эту страну. Россия входит в число стран, накопивших наибольший опыт в борьбе с терроризмом, и ее помощь может очень пригодиться новозеландским военным и правоохранителям.
Россия – крупная тихоокеанская держава, и в последние годы она активно наращивает свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она осваивает нефтегазовые рынки Китая, Японии, Кореи и стран АСЕАН, создала зоны свободной торговли в рамках ЕАЭС с Вьетнамом и Сингапуром и др. В ближайшее время РФ планирует серьезно нарастить добычу нефти и газа в арктической зоне, попутно развивая Северный морской путь для вывоза добытых ископаемых углеводородов. Соответственно, российское экономическое присутствие в АТР будет увеличиваться, и это значит, что РФ заинтересована в стабильности и развитии всего региона, также как и Новая Зеландия. Две страны намерены совместно добиваться этого, сотрудничая в рамках таких международных организаций, как, например, АТЭС и ВТО.
Как упоминалось выше, Новая Зеландия – небольшая и не самая могущественная страна, и ее стабильность и благополучие всегда зависели от грамотного сотрудничества с иностранными партнерами, поддержания хороших отношений с соседями и крупными региональными игроками и избегания конфликтов. Однако именно сейчас Новая Зеландия помимо своей воли вовлечена в экономическое и политическое противостояние между Западом и Китаем. С одной стороны конфликта находятся ее старые союзники и собратья по «Англосфере» – США и Австралия, которые являются для Новой Зеландии, помимо прочего, гарантами безопасности. С другой стороны – КНР, которая представляется одной из главных сил в АТР и имеет в Новой Зеландии ощутимое экономическое влияние. Новая Зеландия пытается сохранить дружественные отношения со всеми, однако это не всегда получается, и ее экономика уже пострадала, когда страна под давлением США была вынуждена прекратить сотрудничество с китайской компанией Huawei. Возможно, приход третьего игрока в АТР в лице России облегчит ситуацию, избавив Новую Зеландию в каких-то случаях от постоянной необходимости выбора между Китаем и США. При этом для РФ Новая Зеландия может стать влиятельным партнером, который способен оказать помощь и посредничество при налаживании экономического сотрудничества с государствами Океании, с которыми Россия также планирует развивать отношения по ходу своего продвижения в АТР.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».