EN|FR|RU
Социальные сети:

Узбекистан готовится присоединиться к ЕАЭС

Дмитрий Бокарев, 29 января

TASH

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, включает Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию) официально начал работу 1 января 2015 г. В январе 2020 г. он отметил пятилетний юбилей. Достижения впечатляют: на территории единого экономического пространства устранено множество таможенных барьеров, все пять стран стали хорошим рынком сбыта друг для друга, а граждане каждой страны Союза теперь могут покупать продукцию из других стран ЕАЭС в среднем где-то на 20% дешевле. Товарооборот РФ с Арменией вырос на $700 млн, с Киргизией – на $500 млн, достигнув $18 млрд в год. Рекорды бьет Беларусь: ее товарооборот с РФ достиг отметки $34 млрд, а доля белорусской продукции на российском рынке составляет 15%. Также интересна работа Евразийского банка развития (ЕАБР), который только в 2019 г. выделил средства на 23 больших интеграционных проекта. Промышленность стран ЕАЭС получила от него в 2019 г. $1,3 млрд инвестиций.

Эти достижения привлекают другие страны. Так, 29 ноября 2019 г. на очередной ежегодной конференции «Евразийская экономическая интеграция» о своем желании вступить в ЕАЭС заявили Венгрия и Молдавия.

Есть еще одно государство Евразии, которое, по собственным заявлениям, не прочь вступить в ЕАЭС и которое там будут рады видеть, – Республика Узбекистан (РУ). Это одно из самых успешных государств на постсоветском пространстве, занимающее 4-е место по экономическому развитию в СНГ. По численности населения, которое превышает 33,7 млн чел., РУ занимает третье место в СНГ и первое среди бывших советских среднеазиатских республик. В стране активно развивается как производство, так и потребление, соответственно, она нуждается в хорошем рынке сбыта, и сама представляет интерес как рынок.

О том, что Узбекистан может скоро присоединиться к ЕАЭС, говорят уже давно. У него сложились вполне доброжелательные отношения с государствами Союза. Со всеми членами ЕАЭС Узбекистан сотрудничает в рамках СНГ и ШОС. Президент РУ Шавкат Мирзиёев, который пришел к власти в конце 2016 г., взял курс на дополнительное сближение с каждым из них, и при нем вхождение Узбекистана в ЕАЭС кажется все более реальным. В 2019 г. около 70% всей внешней торговли страны пришлось на страны ЕАЭС. Значительно вырос узбекский товарооборот с Россией: в период с января по сентябрь 2019 г. он оказался на 10% больше, чем в аналогичный период 2018 г. и превысил $4 млрд.

По официальным заявлениям руководства РУ, вступление в Союз укрепит экономику и международные связи страны. Узбекистан получит легкий доступ к единому рынку ЕАЭС и станет его частью. Кроме того, он получит доступ к портам и железнодорожной системе стран ЕАЭС. Узбекистан не имеет выхода к мировому океану и вынужден транспортировать свои экспортные и импортные грузы через территории соседних государств, отдавая лишние деньги за транзит и теряя время на таможнях. Большие объемы грузов РУ перевозит по железным дорогам состоящих в ЕАЭС Казахстана и России. Став членом Союза, Узбекистан сможет делать это за гораздо меньшие деньги и с меньшими задержками.

ЕАЭС имеет выходы к Тихому океану, Черному, Каспийскому и Балтийскому морям, морям Северного Ледовитого океана. Также ЕАЭС имеет доступ к протяженным сухопутным транспортным коридорам, таким как автомагистраль Западная Европа – Западный Китай, железная дорога Пекин – Нур-Султан – Москва – Берлин, МТК «Север-Юг» и др. Войдя в ЕАЭС, РУ сможет на льготных условиях пользоваться транспортными артериями континентального масштаба и многочисленными портами. Все это существенно облегчит стране взаимодействие с мировым рынком.

Следует отметить, что у ЕАЭС есть соглашения о свободной торговле с рядом стран: Вьетнамом, Ираном, Сингапуром и др. В составе Союза Узбекистан сможет торговать с ними на тех же условиях. Будут снижены налоги на экспорт узбекской продукции в страны ЕАЭС, возрастет спрос на нее.

Также следует напомнить, что, несмотря на экономические успехи Узбекистана, немалая часть его населения трудится за рубежом, в первую очередь в РФ и Казахстане. Когда РУ вступит в ЕАЭС, ее граждане смогут в облегченном режиме пересекать границы стран Союза и получат лучшие юридические условия на их территории. Помимо прочего, граждане РУ, работающие в других странах ЕАЭС, будут облагаться налогами, не большими, чем граждане этих стран, смогут получать там бесплатную медицинскую помощь, а на их родине годы, проведенные на работе в других государствах Союза, будут учитываться при начислении пенсии. Также важен тот факт, что на территории стран ЕАЭС признаются дипломы о высшем образовании, полученные в других странах ЕАЭС.

Кроме того, Узбекистан заинтересован в ЕАБР, который он хочет привлечь к целому ряду своих проектов.

Однако для страны принципиально важна защита собственного рынка и отечественного производителя от иностранного влияния, поэтому интеграцию с ЕАЭС он намерен проводить осторожно и постепенно.

В августе 2019 г. СМИ сообщили, что Узбекистан собирается пока что получить в ЕАЭС статус государства-наблюдателя.

В начале октября 2019 г. в Узбекистане находилась председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, которая сообщила, что Ш. Мирзиёев работает над вопросом вступления своей страны в ЕАЭС. Известно, что существует специальная рабочая группа представителей государств ЕАЭС, которая оценивает риски и преимущества, которые ждут Узбекистан при вступлении в Союз.

В том же месяце Министерство экономики РУ опубликовало «Концепцию комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 г.». В документе сообщается, что Узбекистан собирается подписать с ЕАЭС соглашение о зоне свободной торговли до конца 2021 г., а вопрос о полноценном присоединении к Союзу решить позднее.

Несмотря на все очевидные плюсы, которые сулит Узбекистану ЕАЭС, определенные препятствия на пути к их интеграции все-таки имеются, и они связаны с внешними факторами. В конце октября 2019 г. в Вашингтоне состоялся бизнес-форум Американо-Узбекской торговой палаты. Выступая на мероприятии, министр торговли США Уилбур Росс, явно действуя в развитие политики Вашингтона по сдерживанию государств Центральной Азии от активной интеграции с Россией, заявил, что присоединение к ЕАЭС может усложнить РУ вступление во Всемирную торговую организацию.

Тем не менее отказываться от присоединения к ЕАЭС РУ, по-видимому, не собирается. В декабре 2019 г. официальные лица РУ сделали целый ряд заявлений в пользу этого шага.

Так, министр финансов РУ Джамшид Кучкаров заявил, что Ташкент в целом собирается активнее интегрироваться в мировую экономику, и что, по его личному мнению, вступление в ЕАЭС принесет Узбекистану больше плюсов, чем минусов.

Зампредседателя Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий нижней палаты парламента РУ Эркин Халбутаев заявил, что отдаленность страны от международных морских путей значительно влияет на экономику Узбекистана, и что вступление в ЕАЭС снизит стоимость транспортировки узбекских грузов на 30%.

Наконец, за скорейшее вступление в ЕАЭС высказался замминистра иностранных дел РУ Ильхом Нематов. По его мнению, ЕАЭС нужен Узбекистану как рынок сбыта и направление трудовой миграции, что особенно важно, учитывая высокие темпы прироста населения РУ.

Учитывая географическое положение Узбекистана и его интерес к транспортному потенциалу ЕАЭС, можно предположить, что он присоединится к ЕАЭС, несмотря на все проблемы с ВТО, о которых говорят в Вашингтоне. Свою роль также играют давние культурные связи РУ с государствами ЕАЭС и то, что Россия и Казахстан являются для нее главными направлениями трудовой миграции. При этом резкая активизация обсуждений вступления в Союз, которая произошла в РУ в декабре 2019 г., может говорить о том, что оно может произойти значительно раньше, чем указано в упомянутой выше «Концепции развития».

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».