В НВО уже не раз отмечался один из наиболее примечательных трендов современного этапа “Большой мировой игры (политики)”, обусловленный постепенным возвращением главных неудачников во Второй мировой войне, то есть Японии и Германии, в узкий круг ведущих участников.
Признаков разного рода, подтверждающих эту тенденцию, вполне достаточно. Отметим лишь, что сегодня обе страны являются третьей и четвёртой экономиками мира, лидерами региональных экономических объединений (Транстихоокеанского партнёрства и Европейского союза), одними из главных претендентов на постоянное членство в СБ ООН. К последнему добавим: если получат практическое развитие давние разговоры о необходимости реформирования этого важнейшего международного органа, нынешний облик которого уже не отражает фундаментальных изменений, произошедших за 73 года с момента образования.
Отметим также всё более заметную тенденцию к автономному позиционированию на мировой арене обеих стран по отношению к ключевому союзнику США. Особенно это касается вопросов и проблем, которые приобретают крайне важное значение для национальных интересов Японии и Германии. Для первой подобный вопрос обусловлен, например, перспективой налаживания позитивных политических отношений, прежде всего, с КНР, для второй (тоже прежде всего) – с Россией. Что не противоречит курсу нынешнего американского руководства по существенному снижению обязательств на международной арене, а также масштабов вовлечённости в постоянно возникающие на ней самого разного рода конфликты. С этим связаны призывы президента Д. Трампа к союзникам больше самим заботиться о собственной безопасности.
В этих условиях у Японии и Германии может возникнуть соблазн дополнить политико-экономические компоненты “Национальной мощи” военной и “стать как все”, то есть другие мировые державы – они же постоянные члены СБ ООН. С определённой “реставрацией” на мировой арене ситуации тридцатых годов прошлого века, а также известным для обеих этих стран её исходом.
Японию от подобного соблазна предостерегают два брата, которые на заключительном этапе войны на Тихом океане состояли в одном из отрядов морских камикадзе и в силу случайного стечения обстоятельств не были задействованы “по назначению”. Оба престарелых (97 и 99 лет) ветерана посчитали необходимым рассказать “о том, что было и чего не надо было бы делать” студентам и преподавателям Университета Васэда – одного из самых титулованных в стране.
Своё выступление и ответы на вопросы они попросили считать “последним письмом” к нынешнему молодому поколению Японии. Закавыченные слова были ими использованы совсем не случайно. “Последнее письмо” к ближайшим родственникам составлялось камикадзе накануне вылета или отплытия (как в случае с упомянутыми братьями, которые были морскими диверсантами) на задание, из которого заведомо не было возврата.
Отметим здесь, что сам феномен камикадзе – это продукт многовековой, крайне специфической японской культуры. В том числе воинской. Который превращается в пародию или акт банального бандитизма в случае копирования иными культурами. Такой пародией стала попытка, предпринятая в последние дни войны германскими ВВС, сделать “нечто похожее” на действия японских камикадзе.
И уж вовсе неуместным для этого понятия является нередкое его применение к нынешним исламистским бандитам (накаченных наркотиками), не ценящим ни своих, ни чужих жизней.
Добровольцами-камикадзе становились главным образом студенты последних курсов университетов, что нашло отражение в содержании и стилистике их “последних писем”. Студентами, добровольно записавшимися в камикадзе из состава ВМС, были оба упомянутых брата. Видимо, поэтому они выбрали университетскую аудиторию для того, чтобы огласить своё, составленное сегодня, “последнее письмо”.
Конечно, нужно принимать во внимание, что молодые моряки 75-летней давности и нынешние старики – это с неизбежностью разные люди. С тех пор много чего произошло с Японией, мировой обстановкой в целом, наконец, с ними самими. Всё это не могло не повлиять на оценки бывших камикадзе того, что было “тогда”, а также на содержание их нынешнего “последнего письма”. Кроме того, и покинут наш мир они совсем не так, как это делали камикадзе 75 лет назад.
Первое, на что обратили внимание гости аудитории Университета Васэда, касалось как раз “последних писем” камикадзе, чтение которых и сегодня провоцирует сильные эмоции. Они писались не под диктовку, но их авторы знали, что письма будут прочитаны “соответствующими инстанциями”. Как это происходит, кстати, с корреспонденцией военнослужащих всех стран в период войны.
По словам одного из братьев, никто из знакомых камикадзе на самом деле не хотел умирать, а бессмысленность войны ему была ясна уже тогда: “Не следуйте моему примеру (видимо, 75-летней давности – авт.). Вот, что я хочу сказать нынешней молодёжи”.
На авторский взгляд, в антивоенном посыле, который составляет основное содержание “последнего письма” двух бывших камикадзе, несомненно, присутствует эффект “мудрости задним числом”. Что ни в коей мере не отменяет самого наличия этой мудрости, которая для нынешней Японии является отнюдь не запоздалой, а очень даже актуальной. С учётом упорных попыток руководства страны “поправить” 9-ю антивоенную статью ныне действующей Конституции, которые прямо противоречат настроениям, господствующим в японском обществе.
Япония и её бывшая союзница Германия сумели выйти на верхние позиции в мировой политико-экономической иерархии без единого выстрела и пролития крови. Своей и чужой. В нынешнем быстро меняющемся мире они только укрепят эти позиции, если смогут избежать соблазна вновь встать на порочный круг вековой давности.
Более того, с их стороны было бы вполне уместно вновь инициировать и возглавить (напрасно подзабытое) “движение за мир во всём мире”. Которое оказалось бы как нельзя более актуальным на нынешнем переломном этапе “Большой мировой игры”.
Нечто похожее, видимо, подразумевалось в “последнем письме” двух бывших камикадзе.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».