Одной из самых обсуждаемых новостей прошедшего в Сочи Саммита «Россия – Африка» (23-24 октября 2019 г.) стало списание долгов на $20 млрд африканским странам со стороны России. Об этом заявил выступавший на мероприятии президент РФ Владимир Путин. Заявление вызвало активные обсуждения в прессе и в интернете. Многие люди выразили непонимание такой щедрости, которая показалась им чрезмерной и бессмысленной. Следует отметить, что тем самым РФ решила обновить отношения с Африкой, глядя на Китай.
Китай ведет стремительную экономическую экспансию на Черном континенте и уже проник во все важнейшие сферы его экономической жизни: энергетику, промышленность, транспорт, добычу полезных ископаемых и т.д. КНР вкладывает в Африку огромные деньги: только за последние 4 года – около $120 млрд ($60 млрд было обещано китайским лидером Си Цзиньпином на Саммите Форума сотрудничества «Китай-Африка» в 2015 г., еще $60 млрд – на аналогичном саммите 2018 года), а ведь китайско-африканское сотрудничество развивается уже несколько десятилетий.
Благодаря этим вложениям Китай уже практически стал самой влиятельной экономической силой на африканском континенте, в полной мере используя его огромные ресурсы: полезные ископаемые (в первую очередь, углеводородные энергоносители, которые КНР вывозит из Африки в огромных количествах), трудовые ресурсы (как в свое время западные страны переносили свои производства в Китай в поисках рабочей силы, так теперь разбогатевший Китай переносит свои производства в Африку) и стратегическое положение: в 2017 г. открылась китайская военная база в африканском государстве Джибути на побережье Баб-эль-Мандебского пролива, который является частью стратегически важного морского коридора, соединяющего Индийский океан со Средиземным морем, через который проходят почти все морские грузоперевозки между Европой и Азией.
Кроме того, Китай активно работает над созданием единой африканской транспортной системы, которая должна охватить весь континент, покрыв его густой сетью железных дорог и автомобильных трасс. По этим дорогам китайские грузы из портов восточного побережья Африки будут быстро доставляться по суше в порты западного побережья, и китайским кораблям не придется подолгу огибать африканский континент, чтобы доставить товар в государства обеих Америк. Это еще больше укрепит китайскую экономику, превратив Африку в звено глобальной транспортно-экономической системы «Один пояс – один путь», которую строит КНР.
Со временем благодаря своей деятельности Китай может стать в Африке полновластным хозяином не только в экономическом, но и в политическом смысле, а значит, он может стать хозяином и во всем Индийском океане, разместив свои военные базы еще в нескольких африканских государствах, например на островном Мадагаскаре. В сочетании с базой ВС КНР, которая может появиться на Шри-Ланке, это может многократно усилить индоокеанские позиции Поднебесной. А затем, в полной мере освоив африканские ресурсы (чего так и не смогли в свое время сделать европейские колонизаторы), КНР может совершить новый экономический скачок, который превратит ее в сверхдержаву, какой еще не видел мир.
Таким образом, можно сделать вывод, что вложения в Африку могут очень хорошо окупиться. По-видимому, именно такой вывод сделала Россия, поняв, что Африка – очень ценный регион, открывающий огромные возможности для инвесторов. Осваивать его – выгодно, упускать из рук – опасно, и целиком уступать его Китаю было бы нецелесообразно ни с экономической, ни с политической точки зрения. Поэтому мировые державы начинают включаться в борьбу за Черный континент, и Россия в том числе.
Сам формат Саммита «Россия – Африка» как будто копирует формат Саммита «Китай – Африка». Возможно, это не случайно и означает, что Россия собирается претендовать на не меньшую роль в Африке, чем у КНР. Однако, чтобы сравняться с Китаем, РФ должна сделать в африканскую экономику сопоставимые инвестиции. Как упоминалось выше, речь идет об огромных суммах.
Пока Россия не может себе позволить просто взять и вложить в Африку такие же деньги, как Китай: делая такие огромные финансовые инвестиции, надо быть уверенным, что сможешь проконтролировать их судьбу, что они окупятся, а не просто растворятся на огромных просторах Черного континента. Для этого нужно иметь прочные политические связи с государствами-реципиентами.
Однако масштабы российского присутствия в Африке сейчас несравнимы с китайскими. После распада СССР российско-африканские связи сильно ослабли, и РФ чувствует себя на Черном континенте пока не настолько уверенно, чтобы инвестировать в него сотни миллиардов долларов. Однако есть пословица: «Сэкономил – значит заработал», и списание долгов на $20 млрд в какой-то мере сопоставимо с крупными инвестициями.
Учитывая уровень экономического развития большинства африканских государств, а также размеры их долгов Китаю, они бы, скорее всего, физически не смогли выплатить долги России, и эти долги стали бы препятствием для дальнейшего сотрудничества. Списав старые долги, РФ предложила африканским государствам начать экономическое взаимодействие с чистого листа. Кроме того, это может быть завуалированным сигналом политического свойства: сейчас африканские государства по рукам и ногам связаны китайскими кредитами. Рано или поздно КНР может потребовать вернуть долг. Однако РФ уже показала пример великодушия, после которого Китай может испортить свою репутацию, если станет оказывать на своих африканских должников чрезмерное давление. А если африканские страны все-таки столкнутся с давлением со стороны КНР, то у них есть альтернатива в лице доброжелательно настроенной России, которую африканские страны могут выбрать своим главным партнером взамен КНР.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».