Как показывают результаты завершившегося недавно в Ереване заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), ЕАЭС расширяет географию сотрудничества. Помимо Ирана и Сингапура, которые присоединились к зоне свободной торговли ЕАЭС, пополнить ряды организации может Узбекистан. Об этом заявила спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, указав, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял решение о проработке вопроса о присоединении республики к ЕАЭС и данный вопрос должен решиться уже в ближайшее время.
Узбекистан — успешная страна, обладает значительным населением (более 33 млн человек) и крупной развитой экономикой (в 2018 году ВВП составил 48,6 млрд долларов США), что делает его интересным экономическим партнером и перспективным кандидатом в ЕАЭС. Помимо того, что эта страна является важным экономическим партнером почти для всех стран ЕАЭС, она обладает хорошей транзитной инфраструктурой, что можно использовать для развития транзита по разным направлениям в общих интересах. Поэтому присоединение Узбекистана к ЕАЭС заметно усилит экономический и политический потенциал объединения.
После обретения государственной независимости внешняя политика Узбекистана основывалась на двух базовых принципах: это сбалансированная равноудаленность от мировых центров сил и отказ от участия в многосторонних интеграционных объединениях, делая упор на двусторонние связи (военно-технические, экономические и др.). Эти принципы закреплены в Концепции внешней политики, утвержденной парламентом страны в 2012 году, в связи с чем Ташкент придерживался их в среднесрочной перспективе, длительное время не проявляя инициатив присоединяться к ЕАЭС и отдавая предпочтение развитию двусторонних связей.
Однако с началом реформ в политической и экономической сфере в республике стали все активнее обсуждать плюсы и минусы от взаимодействия с ЕАЭС. После прихода в 2016 году к власти нового президента Шавката Мирзиёева узбекская внешняя политика стала проявлять все большую инициативу в отношениях с соседями по постсоветскому пространству. В результате в этой стране укрепилось понимание того, что с точки зрения экономической целесообразности участие в ЕАЭС является выгодным для узбекского бизнеса. Если для экспорта сельхозпродукции Ташкенту уже удалось открыть зеленый коридор в Россию, а со следующего года он будет действовать и для стран Балтии, Белоруссии, Киргизии и Казахстана, то при поставках промышленных товаров, в частности автомобилей, Узбекистан сегодня испытывает определенные трудности. Однако в случае участия Узбекистана в ЕАЭС в полном объеме производители этой страны получат равноправный доступ к рынку всех стран Союза, будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Это особенно остро требуется сегодня для дальнейшего развития узбекской промышленности. Рынок стран ЕАЭС с общим населением чуть более 180 млн человек вполне для этого подходит, а рынки других крупных стран и регионов по разным причинам пока малодоступны для Узбекистана. Тем более что Россия и ЕАЭС – это основные партнеры Узбекистана, 70% внешней торговли связано именно с ними.
В Узбекистане сегодня отчетливо осознают, что в текущих условиях только Россия, которая является ядром ЕАЭС, может предложить этой стране крупные инвестиции и современные технологии, которые критически важны для проведения индустриализации страны. Крупные инвестиции Узбекистан может получить и у Китая на китайских условиях, но такой вариант не вызывает восторга у узбекской элиты, которая видит ряд негативных последствий при проведении подобной политики на примере своих соседей – Таджикистана, Киргизии и Казахстана.
Заявления о намерении Узбекистана присоединиться к ЕАЭС вызвали естественную волну активного обсуждения, как внутри страны, так и в регионе, причем мнения экспертов по поводу такого развития событий заметно разнятся.
Внутри страны стали раздаваться голоса, что это решение было принято поспешно и без должного публичного обсуждения, особенно в условиях наличия критиков ЕАЭС в стране и регионе.
Здесь необходимо напомнить, что ЕАЭС был образован в 2014 году, после подписания договора о создании Союза президентами России, Белоруссии и Казахстана. Через несколько месяцев в организацию вступили Армения и Киргизия. В 2014 году внешний торговый оборот стран — членов ЕАЭС составлял $868,5 млрд. В 2015 году, после создания Союза, он снизился до $579,5 млрд, по итогам 2018 года этот показатель был все еще ниже досоюзного уровня — $753 млрд.
Вместе с тем признаются очевидные положительные результаты деятельности ЕАЭС. Так, в 2018 году вступил в действие новый Таможенный кодекс, который ускорил процесс таможенного декларирования. При развитии отношений с ЕАЭС Узбекистан сможет больше зарабатывать на транзите через свою территорию различных грузов, которые ввозятся или вывозятся в страны ЕАЭС.
Значительным положительным фактором членства в ЕАЭС стало создание общего рынка труда, благодаря чему мигранты освобождаются от необходимости покупать в другой стране патент на работу. Только в России трудовые мигранты тратят до $2 млрд ежегодно на оформление и продление патентов. Для мигрантов вступление в ЕАЭС означает, что через полгода после приезда в Россию они перейдут в разряд налогоплательщиков, идентичных национальным и, вместо прежних 30%, начнут платить 13% НДФЛ. Нельзя также забывать, что улучшение текущего положения узбекских трудовых мигрантов в России и рост их денежных переводов на родину важны для их семей и экономики страны в целом.
Если же Узбекистан вступит в ЕАЭС, то его гражданам не придется оформлять разрешения на работу не только в России, но и в других странах Союза. Почти все дипломы, полученные в Узбекистане, будут признаваться на территории всего ЕАЭС, граждане получат доступ к финансовым услугам банковской системы ЕАЭС, в том числе к займам, кредитам и пенсионным накоплениям. Кроме финансовых выгод, граждане Узбекистана смогут повысить свою конкурентоспособность на рынке труда ЕАЭС за счет снятия ограничений и упрощения процедур для работодателей.
В числе возможных отрицательных моментов от вступления в ЕАЭС в Узбекистане отмечают, что большим риском для участников Союза остаются санкционные войны, в которых, в частности, участвует Россия, составляющая 87% от совокупного ВВП ЕАЭС.
Другой минус связан с тем, что, открывая границы, Узбекистан не только сможет экспортировать свои товары, но и в страну будут свободно поступать товары из других стран ЕАЭС. Однако это может привести к тому, что некоторые отрасли экономики будут находиться под влиянием серьезной конкуренции с более крупными компаниями России, Белоруссии и Казахстана, некоторые товары однозначно будут дорожать, а отдельное производство может даже встать. Есть понимание, что узбекский бизнес пока не готов к жесткой конкуренции с российскими производителями. Но предсказать сегодня последствия всего этого для Узбекистана весьма сложно.
Однако, несмотря на появляющиеся критические оценки со стороны отдельных экспертов, превалирующее мнение узбекской политической и бизнес-элиты склоняется к быстрейшему официальному оформлению членства Узбекистана в ЕАЭС. Не исключено, что важным этапом в этом направлении может стать запланированный на февраль 2020 года визит в Россию президента Узбекистана.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».