11.10.2019 Автор: Владимир Терехов

Некоторые аспекты проблемы дефицита в торговле США с Японией

AA6564532

Одним из примечательных событий нынешнего этапа “Большой мировой игры” стало заключение 25 сентября с. г. американо-японского торгового соглашения, которое было подписано на полях продолжающейся очередной Генеральной Ассамблеи ООН лидерами обеих стран Д. Трампом и С. Абэ. Сразу отметим, что это не тот “всеобъемлющий” документ, о необходимости подготовки которого стороны говорили ещё в апреле 2017 г., то есть через три месяца после инаугурации нынешнего американского президента.

Напомним, что первым актом Д. Трампа на высшем государственном посту США стал вывод страны из проекта Транстихоокеанского партнёрства, находившегося тогда на заключительной стадии разработки. Именно в рамках ТТП, то есть на основаниях, общих для всех (тогда 12-и) участников проекта предполагалось разрешить проблемы и в американо-японских торговых отношениях.

Однако после ухода США из ТТП указанными проблемами пришлось заниматься в двустороннем переговорном формате с конечной целью заключения как раз “всеобъемлющего” соглашения. Каковым, повторим, соглашение от 25 сентября с. г. отнюдь не является, поскольку затрагивает лишь незначительную часть как всего объёма двусторонней торговли, так и давно определившихся в ней проблем.

Из них главная обусловлена устойчивым дефицитом для США в торговле с ключевым азиатским союзником. В последние годы он составляет ежегодную сумму в районе 60 млрд долл., которая складывается из “минус” 70-и млрд долл. в товарной торговле и “плюс” 10-и млрд долл. в обмене услугами. Это, конечно, не катастрофические “минус” 400 млрд долл. в торговле с КНР и даже не “минус” 140 млрд долл. с ЕС, но тоже вполне весомая величина.

И самое главное, во имя чего лидер давно приказавшего долго жить “западного мира” должен продолжать нести издержки предыдущего глобального конфликта под названием “холодная война” (также давно завершившегося). Этот ключевой вопрос, породивший лозунг “Хватит кормить союзников, не говоря уже о геополитических противниках”, возник в Вашингтоне отнюдь не с приходом к власти ведущей мировой державы чудаковатого бизнесмена.

В этом плане первым значимым актом стало так называемое “Соглашение Плаза”, получившее название отеля в Нью-Йорке, где оно было заключено в сентябре ещё 1985 г. Напомним, что тогда основным американским союзникам пришлось пойти на серьёзные жертвы с целью спасения своего лидера, надорвавшегося в ходе холодной войны. Негативные последствия данного “Соглашения” на экономике той же Японии сказываются до сих пор.

Представляется вовсе не случайным совпадение по времени заключения “Соглашения Плаза” и запуска в СССР пресловутой “перестройки”. С середины 80-х годов началась “перестройка” не одной только (пусть и великой) страны, но всего послевоенного мироустройства. Чему, естественно, предшествовала длительная (не слишком заметная) “подготовительная работа”.

Нынешняя борьба Д. Трампа с “несправедливостями” в торгово-экономических отношениях с основными внешними партнёрами является одним из заключительных этапов переходного процесса к новому мироустройству, в котором США найдут для себя соответствующее им место.

Если, конечно, внутриполитическая борьба, дошедшая, кажется, до всех мыслимых пределов, не разнесёт на куски нынешнего мирового лидера. Кстати, в этом случае радость тех, кто с нетерпением ждёт нечто похожего, будет кратковременной и они быстро поймут, что оказались в положении того субъекта, мечта которого наконец свершилась.

25 сентября с. г. американским президентом был сделан лишь первый шаг в устранении “несправедливостей” в торговой сфере отношений с Японией. Текст подписанного соглашения уместился на одной странице, в руках с которым Д. Трамп и С. Абэ вышли к журналистам на итоговой пресс-конференции.

Как и следовало ожидать, его главное содержание сводится к обязательствам Японии перед США при фактическом отсутствии таковых, что называется, viceversa. Что любопытно, Токио обязуется снизить тарифы на импортируемую американскую сельхозпродукцию на общую сумму 7, 2 млрд долл., которая получилась бы, как если бы США оставались членом ТТП. Уж не собралась ли нынешняя администрация вернуть страну в эту организацию, у истоков и главной движущей силой формирования которой вплоть до начала 2017 г. были как раз США?

Как видно, соглашение от 25 сентября поможет ликвидировать нынешний дефицит в американской торговле с Японией на величину чуть более 10%. В тексте документа обозначен и сохраняющийся “резерв” в дальнейшем продвижении сторон в данном направлении в виде экспортируемой в США продукции японской автопромышленности, которая пока освобождается от повышения тарифов. Но именно она, видимо, будет основным пунктом последующих переговоров.

В целом же можно усмотреть стремление Д. Трампа свести пока к минимуму неизбежную травму (при существенном присутствии в ней политической компоненты), которая наносится правительству и правящей партии ключевого азиатского союзника. В Вашингтоне несомненно приняли во внимание то обстоятельство, что кабинет министров С. Абэ нового состава входит в полосу испытаний, обусловленных обострением сразу нескольких, крайне серьёзных внутренних проблем.

Среди них к первоочередным можно отнести повышение с 1 октября потребительского налога с 8% до 10%. Эта мера была запланирована ещё несколько лет назад. Её неизбежность давно очевидна абсолютно всем. И тем не менее переход от слов к делу уже вызвал негативный общественный резонанс. Ситуация усугубляется ростом затрат населения на оплату социальных услуг.

Отметим, что тарифы повышаются не на все закупаемые товары и услуги. То есть продолжается процесс “отрубания хвоста собаки по кускам”. Иначе мало ли чего ждать от “электората”.

Очень не простая политическая борьба с оппозицией развернётся на открывающейся внеочередной сессии парламента, которую С. Абэ собирает главным образом с целью начала, наконец, хотя бы “дискуссии” на тему давно вынашиваемой премьер-министром темы внесения изменений в “антивоенную” 9-ю статью действующей Конституции.

Напомним ещё раз, что этот вопрос не пользуется необходимой поддержкой населения. Между тем за его актуализацией легко просматривается заинтересованность той же нынешней американской администрации с её общим курсом на существенное увеличение всестороннего вклада союзников в решение тех задач, которые сохраняются перед действующими пока совместными военно-политическими альянсами.

Всё более определённо и различным образом даёт о себе знать гораздо более фундаментальная проблема старения населения, с которой связывается перспектива, определяемая не иначе как “национальная катастрофа”. Согласно последним оценкам, Япония является бесспорным мировым лидером по относительному количеству людей старше 65-и лет, доля которых приближается к 30% от общей численности населения страны. 21 сентября с. г. правительством С. Абэ была создана специальная комиссия в целях более или менее точного описания различных аспектов этой проблемы и подготовки мер реагирования.

Наконец, отметим ещё раз, что подписанием 25 сентября с. г. соглашения в сфере двусторонней торговли лидеры США и Японии сделали ход и в региональной политической игре, последствия которого, однако, пока трудно спрогнозировать.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».