В экспертных кругах сегодня отмечают несколько исторических мегатрендов, которые могут фундаментально изменить картину в мире в ближайшие десятилетия. Ожидается, что демографический вес развитых стран уменьшится на 25%, в результате чего произойдет перераспределение экономической мощи в пользу бывшего «третьего мира».
На этом фоне все большее внимание наблюдателей стало приковываться к Индии, ставшей не только одним из лидеров в освоении космоса, но и выдвинувшей амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Достаточно высокие темпы социально-экономического развития, обеспечившие улучшение жизни населения, интенсивный рост наукоемких отраслей стали фундаментальными достижениями индийского общества и государства.
«Азия стала главной движущей силой экономического роста в мире, — заявил индийский премьер-министр Нарендра Моди летом 2018 года. — Сейчас наступило то, что многие называли азиатским веком».
Согласно сведениям ООН от июля 2019 года, население Индии сегодня составляет 1,37 млрд человек. То есть она занимает второе место в мире после Китая. По высказываемым прогнозам, Индия может обойти Китай и стать первой по численности населения страной уже через восемь лет.
Представленный новым правительством премьер-министра Нарендры Моди бюджет страны показывает стремление властей обеспечить сокращение фискального дефицита при резком увеличении расходов на инфраструктуру и социальную сферу. В последнее время Индия демонстрирует самые большие темпы роста среди ключевых развивающихся экономик: порядка 7% в год. Индия в этом году должна обогнать Великобританию, став, по одной из систем подсчета (в частности, аудиторской компании PwC), пятой экономикой мира и сместить Великобританию с этого места в списке главных мировых экономик. По другой же системе подсчета, она может стать третьей после Китая и США. Если это поступательное движение не затормозится, через 15 лет ее ВВП выйдет на нынешний китайский уровень.
Но не только по этим показателям Индия активно стремится в последние годы к мировому лидерству. Эта страна стала занимать прочные позиции в мировой политике, ее авторитет на мировой арене продолжает серьезно расти, свидетельством чего являются ее включение в «двадцатку», а также уже ведущиеся переговоры о возможности ее включения в «семерку». В этом плане весьма примечательны отношения Индии сегодня со странами признаваемого многими политическими аналитиками главного треугольника мировой политики: США-Россией-Китаем.
Напомним, что активизация двусторонних американо-индийских связей произошла относительно недавно. В годы холодной войны отношения Вашингтона с одним из лидеров движения неприсоединения, имевшим к тому же тесные связи с СССР, носили преимущественно «враждебно-отстраненный» характер. Некоторое оживление отношений в 1990-е было сведено на нет санкциями, которые США наложили на Индию за проведение ядерных испытаний в 1998 году.
После терактов 11 сентября 2001 года, президент Дж. Буш-младший в своей позиции к Индии балансировал между сохранением стратегических связей с Пакистаном (которые были необходимы для глобальной «войны против террора», одним из ключевых элементов которой стали боевые действия в Афганистане) и поиском противовеса стремительно возраставшей мощи КНР, которую Буш-младший открыто обозначил как главный вызов интересам США в Азии, а в долгосрочной перспективе и во всем мире. Однако именно из-за последнего фактора Вашингтон стал делать акцент на развитии отношений с Индией, и в 2006 году пошел на подписание Соглашения о сотрудничестве в области мирной атомной энергетики (даже несмотря на то, что Нью-Дели не является участником Договора о нераспространении ядерного оружия). Эта ядерная сделка позволила двум странам сделать невиданный прежде шаг в сторону стратегического сближения. По мнению отдельных оптимистически настроенных аналитиков, тем самым США признавали «исключительную» роль Индии в возникавшем новом мировом порядке.
Долго выстраивавшаяся дипломатия Нарендры Моди вкратце сводилась к следующей идее: мы особая страна, мы в стороне от конфликта сверхдержав (в частности США, Китая и России). А близкое окружение индийского премьера даже предлагали такой алгоритм: Индии необходимо четко провести свои «красные линии», излагая свои потребности, озабоченности и предпочтения. Индия, в конце-то концов, не только для США единственный в Азии противовес Китаю — и с ней нельзя обращаться так, как с другими странами.
Отношения США и Индии на протяжении многих лет переживали периоды стагнации. Даже в день начала нового срока правления переизбранного премьера Нарендры Моди США прекратили для Индии фактический статус наибольшего благоприятствования в торговле, введя торговые тарифы, явившиеся, по сути, американскими санкциями. При этом, если обратиться к соответствующим изданиям США, им очень хотелось проигрыша Моди на последних выборах в силу его якобы «экономических провалов и отхода от идейных основ индийского общества, на которых оно стояло с самого года независимости — 1947-го».
Нынешние санкции США — это явное предупреждение: дальше будет хуже. Это, прежде всего «иранская нефть», хотя Иран — сосед Индии и важный партнер, участник нескольких инвестиционных проектов. Известен и набор других требований США: открыть рынки для американской молочной продукции, снять любые препятствия для доступа в Индию медицинского оборудования, никакого протекционизма в области высоких технологий и так далее. По сути, вся конструкция связей двух стран должна быть перевернута с ног на голову и работать только на Америку. Однако, если учесть, что страна, где каждый год на рынок рабочей силы выходит 7,5 млн человек, то может ли она согласиться на все американские требования? Это будет не просто провал амбициозной программы Моди «Делай это в Индии» и других его начинаний, это будет провал и катастрофа в целом.
Отсюда в Индии в последний период стало укрепляться понимание, что США являются ненадежным партнером, готовым ущемлять интересы и посягать на суверенитет этой страны. В прошлом такая динамика наблюдалась каждый раз, когда между США и Индией возникали трения.
На этом фоне Индия пошла по пути использования в собственных интересах экономических возможностей как США, так и Китая и России, беря у них лучшее, не присоединяться безоговорочно ни к какой из крупных держав. Выстраиваемая Н.Моди политика показывает стремление Индии стать лидером региона Южной Азии, поддерживая хорошие отношения с соседями этого региона, в том числе и с Китаем, центром передовых технологий, развивать самобытность своей древней цивилизации.
Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».