EN|FR|RU
Социальные сети:

Ралли «Шелковый путь» объединяет Евразию

Дмитрий Бокарев, 07 августа

SWR54222

Как известно, за каждым крупным международным культурным или спортивным мероприятием стоит, помимо национального престижа, солидный блок политических и экономических отношений участвующих государств. Совместные праздники и спортивные состязания отражают текущее состояние их отношений, способствуют укреплению связей и разрешению разногласий между народами и их лидерами, а также становятся площадками для встреч и переговоров высокого уровня.

Примером спортивного мероприятия, отражающего ход политических и экономических событий в Евразии, является международный ралли-марафон «Шелковый путь».

Это длительный автопробег, проходящий в России и других евразийских государствах. Команды стран-участниц соревнуются в том, кто первый преодолеет расстояние между двумя пунктами, которое составляет несколько тысяч километров. Соревнование проводится в нескольких категориях: грузовые автомобили, автомобили-внедорожники и мотоциклы. Гонка занимает много дней, маршрут идет частично по бездорожью, частично по дорогам общего пользования. При этом на общих дорогах участники обязаны соблюдать все правила дорожного движения, в том числе скоростные ограничения, а «гонка» в привычном смысле слова проводится только на специально выделенных «спортивных» участках. Поэтому для победы важны не только чудеса экстремального вождения, но и дисциплина, собранность, умение организовать свое время и придерживаться графика.

Первый ралли-рейд «Шелковый путь» состоялся в сентябре 2009 г. на территории России, Казахстана и Туркмении. Через эти земли в древности проходил Великий шелковый путь, поэтому автопробег и получил такое название. Инициаторами соревнований стали лидеры трех стран – президент РФ Дмитрий Медведев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. Было подчеркнуто, что это не просто спортивное состязание, а символ давних и крепких дружеских отношений, связывающих народы трех государств.

Следует отметить, что еще с 2001 г. Россия и Казахстан состояли в евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) – международной организации, целью которой являлись экономическая и гуманитарная интеграция государств Евразии (в 2014 г. организация прекратила существование, и на ее основе был создан ЕАЭС – Евразийский экономический союз). Идея международного евразийского автопробега прекрасно соответствовала этим задачам.

В состязаниях приняли участие спортсмены из 25 стран на 51 внедорожнике и 20 грузовиках. Автопробег стартовал в Казани (РФ), прошел через казахские города Уральск, Бейнеу и Жанаозен, туркменский Туркменбаши и завершился в столице Туркмении Ашхабаде. Автомобилистам пришлось преодолеть плато Устюрт и пустыню Каракумы, более трети пути пришлось на т.н. «тяжелые пески». В общей сложности путь составил 4 628 км и занял 8 дней.

В категории внедорожников первое место заняла Испания, в категории грузовых автомобилей победа досталась российской команде «КАМАЗ-мастер», выступавшей на машинах автозавода «КамАЗ». Для РФ «Шелковый путь» стал также хорошей возможностью в очередной раз продемонстрировать достоинства грузовиков этой известной российской марки.

Помимо прочего, автомобильная гонка обращает внимание на одну из главных задач, стоящих перед энтузиастами евразийской интеграции: развитие транспортной инфраструктуры, создание единой сети автомобильных и железных дорог, охватывающей весь континент. Кроме стран ЕАЭС, эту задачу поставил перед собой Китай, и вдохновением для него послужил все тот же Великий Шелковый путь, связывавший в древние времена восток и запад Евразийского континента. В сентябре 2013 г. лидер КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Новый Шелковый путь» (НШП), подразумевающую объединение и развитие основных сухопутных маршрутов Евразии и строительство новых дорог для создания единой континентальной транспортной системы. Как и у его древнего предшественника, основное направление НШП – восток-запад.

Россия и другие страны ЕврАзЭС с энтузиазмом приняли китайский проект и решили принять в нем участие. Их собственные транспортные системы хорошо вписываются в НШП. Так, одной из основных ветвей системы было решено сделать российскую Транссибирскую магистраль – самую длинную железную дорогу в мире, соединяющую Москву и Дальний Восток России.

Несмотря на то, что основное значение для НШП имеют железные дороги, автомобильному сообщению он также придает большое значение, и российский спортивный автомобильный проект «Шелковый путь», имеющий не только схожее название, но и похожие цели с китайским НШП, не мог не привлечь внимание китайцев.

В 2016 г. КНР стала одним из основных организаторов ралли «Шелковый путь» и оказала большую поддержку развитию мероприятия. Маршрут «Шелкового пути – 2016» пролег из Москвы в Пекин через Казахстан, и большая часть пути, составившего более 10 тыс. км, прошла по китайской территории. Автопробег длился 10 дней, и в нем участвовали 1100 человек (включая членов команд – навигаторов, механиков и т.д.) из 41 страны мира.

Чтобы отметить вклад КНР в работу над автопробегом, а также значение этой страны для евразийской интеграции, в 2016 г. было решено сделать эмблемой «Шелкового пути» белого тигра, который обитает как в России, так и в Китае. В Поднебесной его считают священным животным, символом отваги и защиты от внешних угроз.

Ралли-марафон «Шелковый путь – 2019» состоялся 6-16 июля 2019 г. Маршрут автопробега начался в российском Иркутске, прошел мимо глубочайшего в мире озера Байкал, через сибирскую тайгу, через монгольские степи, столицу Монголии Улан-Батор, а затем через пустыню Гоби. Конечной точкой стал китайский город Дуньхуан. Впервые в соревнованиях приняли участие спортсмены на мотоциклах и квадроциклах.

Юбилейный автопробег стал триумфальным для спортсменов из России. В категории грузовых автомобилей четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер» заняли все призовые места и четвертое место.

Ралли-марафон «Шелковый путь» продолжает набирать популярность. Маршруты становятся все более интересными, а спортсмены все более опытными. В 2019 г. автопробег транслировали телеканалы 190 стран мира, привлекая внимание огромного количества людей к достижениям автомобильной промышленности стран-участниц, к красотам их природы и вопросам экологии, а также к идее евразийской интеграции. Как и многие другие подобные мероприятия, «Шелковый путь» может внести немалый вклад в укрепление дружественных отношений между государствами Евразии и в развитие их сотрудничества.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».