EN|FR|RU
Социальные сети:

«КамАЗ»: международное признание российских технологий

Дмитрий Бокарев, 05 августа

KAM

Среди многочисленных изделий российской промышленности, которые пользуются значительным спросом за рубежом, не последнее место занимают грузовые автомобили Камского автомобильного завода («КамАЗ»). Грузовики марки «КамАЗ» уже несколько десятилетий популярны в разных странах мира благодаря грузоподъемности и надежности, способности работать в тяжелых природных условиях, как климатических, так и рельефных, а также высокой ремонтабельности. При этом российские машины обладают сравнительно небольшой стоимостью.

Решение о строительстве комплекса заводов для выпуска мощных и современных грузовых автомобилей на реке Каме было принято советским правительством в 1969 г. Это стало одной из крупнейших строек советского времени, в которой участвовали специалисты со всей страны. Первый грузовик был выпущен в 1976 г., а к 1988 г. до трети всех грузовиков в СССР были «КамАЗами», и они выполняли около двух третей всех автомобильных грузоперевозок в стране. Также уже в те годы велись активные поставки машин за границу.

Такие качества грузовика, как устойчивость, прочность конструкции, выносливость двигателя, способность развивать большую скорость и работать в сложных условиях связаны с тем, что, как и многая другая особенно удачная техника советского производства, «КамАЗ» разрабатывался при участии военных специалистов, с учетом возможности применения машины во время боевых действий. Работа российского грузовика в экстремальных условиях регулярно демонстрируется широкой общественности на различных ралли-марафонах, самым популярным из которых является трансконтинентальный автопробег «Дакар». Начиная с 1996 г., российская команда «КАМАЗ-мастер», выступающая на автомобилях «КамАЗ», выигрывала «Дакар» 16 раз. В 2019 г. первое место снова осталось за «КАМАЗ-мастером». Также в 2019 г. российская команда блестяще выступила на евразийском ралли-марафоне «Шелковый путь», экипажи которой заняли первое, второе, третье и пятое места. Несомненно, работа «КАМАЗ-мастера» вносит немалый вклад в популяризацию машин «КамАЗа» во всем мире.

Иностранные партнеры СССР и его правопреемницы – РФ заинтересовались не только импортом «КамАЗов», но и локализацией их производства на своей территории. Так, российские машины в разное время изготавливались или изготавливаются в Индии, Пакистане, Вьетнаме, Эфиопии, странах Латинской Америки. В большинстве случаев это была сборка комплектов, доставленных из России, поскольку тонкостями производственного процесса компания «КамАЗ» делится не со всеми.

После распада СССР основными импортерами грузовиков «КамАЗ» стали давно привыкшие к ним бывшие советские республики – страны СНГ, для которых эти машины стали неотъемлемой частью народного хозяйства. Однако в последние годы компания «КамАЗ» начала расширять свой рынок сбыта и больше сотрудничать с дальним зарубежьем. В 2015 г. в СНГ уходило 75% всех экспортных грузовиков, а в другие страны – 25%. Главным покупателем был Казахстан. Но уже в 2016 г. это соотношение резко изменилось на противоположное: 30% в СНГ и 70% в страны дальнего зарубежья, и основным направлением экспорта стал Вьетнам, в котором в свое время также велась сборка российских грузовиков. Второе место по импорту «КамАЗов» после Вьетнама в 2016 г. заняла Куба.

В 2017 г. продукция «КамАЗа» экспортировалась в более чем 30 стран мира. Основными покупателями вновь стали Куба и Вьетнам. Сборка машин велась в Казахстане, Азербайджане и в Литве.

В 2018 г. «КамАЗ» экспортировал более 5 тыс. готовых машин и сборочных комплектов. Основными импортерами вновь стали страны Средней Азии и Казахстан. Также значительное число машин было продано в Литву, Индонезию и ЮАР. Для таких стран, как ЮАР, «КамАЗ» выпускает специально адаптированную праворульную модель.

В феврале 2019 г. руководство компании заявило, что в 2019 г. планирует продать за рубеж около 6 тыс. автомобилей.

В июле 2019 г. «КамАЗ» подписал договор с «Гянджинским автомобильным заводом» (Азербайджан) на поставку машинокомплектов для последующей сборки на азербайджанской территории. Сумма контракта составила около $6 млн.

По сообщениям руководства компании, ведутся переговоры о поставках продукции «КамАЗа» в Египет, Сенегал, Камбоджу, начале сборки машин в Иране, а также о повторном запуске такого же производства во Вьетнаме.

Если страны Азии и Латинской Америки по-прежнему ценят в автомобилях в первую очередь надежность, грузоподъемность, проходимость и т.д., то Европа, помимо прочего, озабочена проблемами защиты окружающей среды. Чтобы удовлетворить запросы западных партнеров, «КамАЗ» в последние годы ведет разработку машин, соответствующих постоянно усложняющимся европейским экологическим стандартам. Одним из результатов этой работы стало появление электробуса «КамАЗ». Экологичное транспортное средство отличается бесшумной работой двигателя, экономичным расходом электроэнергии и быстрой зарядкой. В 2018 г. началось его серийное производство и использование в российской системе общественного транспорта. В апреле 2019 г. электробус был представлен гостям проходившего в Москве Международного саммита лидеров в сфере развития городского транспорта, а в июне 2019 г. состоялась его презентация в столице Швеции Стокгольме, на саммите Международного союза общественного транспорта. Сообщается, что новая российская разработка произвела сильное впечатление на участников мероприятия.

В 2019 г. исполняется 50 лет с начала строительства Камского автозавода. За эти годы предприятие принесло России прибыль, исчисляемую в десятках миллиардов рублей, а также укрепило ее международный авторитет как страны с высоким технологическим уровнем. Технологии, по которым конструировались машины в 1970-е гг., не потеряли актуальность даже в наше время. При этом на базе «КамАЗа» постоянно продолжается научно-технологическая деятельность, регулярно приносящая РФ новые практические результаты. По-видимому, продукция «КамАЗа» и в дальнейшем будет укреплять российскую экономику и помогать ей сохранять позиции на международном рынке.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».