Среди многочисленных изделий российской промышленности, которые пользуются значительным спросом за рубежом, не последнее место занимают грузовые автомобили Камского автомобильного завода («КамАЗ»). Грузовики марки «КамАЗ» уже несколько десятилетий популярны в разных странах мира благодаря грузоподъемности и надежности, способности работать в тяжелых природных условиях, как климатических, так и рельефных, а также высокой ремонтабельности. При этом российские машины обладают сравнительно небольшой стоимостью.
Решение о строительстве комплекса заводов для выпуска мощных и современных грузовых автомобилей на реке Каме было принято советским правительством в 1969 г. Это стало одной из крупнейших строек советского времени, в которой участвовали специалисты со всей страны. Первый грузовик был выпущен в 1976 г., а к 1988 г. до трети всех грузовиков в СССР были «КамАЗами», и они выполняли около двух третей всех автомобильных грузоперевозок в стране. Также уже в те годы велись активные поставки машин за границу.
Такие качества грузовика, как устойчивость, прочность конструкции, выносливость двигателя, способность развивать большую скорость и работать в сложных условиях связаны с тем, что, как и многая другая особенно удачная техника советского производства, «КамАЗ» разрабатывался при участии военных специалистов, с учетом возможности применения машины во время боевых действий. Работа российского грузовика в экстремальных условиях регулярно демонстрируется широкой общественности на различных ралли-марафонах, самым популярным из которых является трансконтинентальный автопробег «Дакар». Начиная с 1996 г., российская команда «КАМАЗ-мастер», выступающая на автомобилях «КамАЗ», выигрывала «Дакар» 16 раз. В 2019 г. первое место снова осталось за «КАМАЗ-мастером». Также в 2019 г. российская команда блестяще выступила на евразийском ралли-марафоне «Шелковый путь», экипажи которой заняли первое, второе, третье и пятое места. Несомненно, работа «КАМАЗ-мастера» вносит немалый вклад в популяризацию машин «КамАЗа» во всем мире.
Иностранные партнеры СССР и его правопреемницы – РФ заинтересовались не только импортом «КамАЗов», но и локализацией их производства на своей территории. Так, российские машины в разное время изготавливались или изготавливаются в Индии, Пакистане, Вьетнаме, Эфиопии, странах Латинской Америки. В большинстве случаев это была сборка комплектов, доставленных из России, поскольку тонкостями производственного процесса компания «КамАЗ» делится не со всеми.
После распада СССР основными импортерами грузовиков «КамАЗ» стали давно привыкшие к ним бывшие советские республики – страны СНГ, для которых эти машины стали неотъемлемой частью народного хозяйства. Однако в последние годы компания «КамАЗ» начала расширять свой рынок сбыта и больше сотрудничать с дальним зарубежьем. В 2015 г. в СНГ уходило 75% всех экспортных грузовиков, а в другие страны – 25%. Главным покупателем был Казахстан. Но уже в 2016 г. это соотношение резко изменилось на противоположное: 30% в СНГ и 70% в страны дальнего зарубежья, и основным направлением экспорта стал Вьетнам, в котором в свое время также велась сборка российских грузовиков. Второе место по импорту «КамАЗов» после Вьетнама в 2016 г. заняла Куба.
В 2017 г. продукция «КамАЗа» экспортировалась в более чем 30 стран мира. Основными покупателями вновь стали Куба и Вьетнам. Сборка машин велась в Казахстане, Азербайджане и в Литве.
В 2018 г. «КамАЗ» экспортировал более 5 тыс. готовых машин и сборочных комплектов. Основными импортерами вновь стали страны Средней Азии и Казахстан. Также значительное число машин было продано в Литву, Индонезию и ЮАР. Для таких стран, как ЮАР, «КамАЗ» выпускает специально адаптированную праворульную модель.
В феврале 2019 г. руководство компании заявило, что в 2019 г. планирует продать за рубеж около 6 тыс. автомобилей.
В июле 2019 г. «КамАЗ» подписал договор с «Гянджинским автомобильным заводом» (Азербайджан) на поставку машинокомплектов для последующей сборки на азербайджанской территории. Сумма контракта составила около $6 млн.
По сообщениям руководства компании, ведутся переговоры о поставках продукции «КамАЗа» в Египет, Сенегал, Камбоджу, начале сборки машин в Иране, а также о повторном запуске такого же производства во Вьетнаме.
Если страны Азии и Латинской Америки по-прежнему ценят в автомобилях в первую очередь надежность, грузоподъемность, проходимость и т.д., то Европа, помимо прочего, озабочена проблемами защиты окружающей среды. Чтобы удовлетворить запросы западных партнеров, «КамАЗ» в последние годы ведет разработку машин, соответствующих постоянно усложняющимся европейским экологическим стандартам. Одним из результатов этой работы стало появление электробуса «КамАЗ». Экологичное транспортное средство отличается бесшумной работой двигателя, экономичным расходом электроэнергии и быстрой зарядкой. В 2018 г. началось его серийное производство и использование в российской системе общественного транспорта. В апреле 2019 г. электробус был представлен гостям проходившего в Москве Международного саммита лидеров в сфере развития городского транспорта, а в июне 2019 г. состоялась его презентация в столице Швеции Стокгольме, на саммите Международного союза общественного транспорта. Сообщается, что новая российская разработка произвела сильное впечатление на участников мероприятия.
В 2019 г. исполняется 50 лет с начала строительства Камского автозавода. За эти годы предприятие принесло России прибыль, исчисляемую в десятках миллиардов рублей, а также укрепило ее международный авторитет как страны с высоким технологическим уровнем. Технологии, по которым конструировались машины в 1970-е гг., не потеряли актуальность даже в наше время. При этом на базе «КамАЗа» постоянно продолжается научно-технологическая деятельность, регулярно приносящая РФ новые практические результаты. По-видимому, продукция «КамАЗа» и в дальнейшем будет укреплять российскую экономику и помогать ей сохранять позиции на международном рынке.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».