Глобальное соперничество между двумя ведущими мировыми державами (США и КНР) носит всесторонний характер. Но в последнее время оно в особо острой форме и наиболее заметным образом проявляет себя в сфере двусторонней торговли.
Понятен ажиотаж мировых СМИ вокруг данной темы повестки американо-китайских отношений, ибо от того или иного сценария развития “торговой войны” между США и Китаем существенным образом будет зависеть состояние глобальной экономики.
Гораздо меньше внимания уделяется другим сферам американо-китайского соперничества, которые, однако, развиваются не менее драматично и обладают потенциалом оказания крайне серьёзного влияния на ситуацию как в двусторонних отношениях, так и в мире в целом.
Подобным потенциалом несомненно обладает “Тайваньская проблема”, различные аспекты которой более или менее постоянно обсуждаются в НВО. Последний раз она затрагивалась в связи с зарубежной поездкой президента Тайваня Цай Инвэнь по ряду стран акватории Тихого океана, состоявшейся в конце марта с. г.
Тогда в качестве очередного повода для обострения американо-китайских отношений была обозначена приближавшаяся дата (10 апреля 1979 г.) 40-летия принятия в США “Закона об отношениях с Тайванем” (Taiwan Relations Act, TRA-1979). Не вызывало сомнений, что Вашингтон и Тайбэй используют эту дату для проведения неких мероприятий, призванных продемонстрировать прочность нынешнего состояния двусторонних отношений и готовность к их дальнейшему развитию. Оставалось неясным, во что выльются эти мероприятия.
Ещё раз отметим, что TRA-1979 не признаётся в КНР в качестве акта международного права и считается неким внутриамериканским документом, не обязательным для принятия во внимание. Ибо для Пекина вопрос о статусе Тайваня абсолютно прозрачен: остров является неотъемлемой частью территории “единого Китая”, на которую не могут распространяться законодательно-правовые акты других государств.
Отметим, что TRA-1979 был принят спустя три месяца после установления Вашингтоном дипотношений с КНР (с одновременным прекращением таковых с Тайванем). США пришлось тогда признать упомянутый принцип “одного Китая”, а также то, что по обеим сторонам Тайваньского пролива “проживают китайцы”. Между тем для Вашингтона TRA-1979 остаётся одним из базовых документов, на котором выстраивается стратегия поддержания отношений с Тайванем, а также, существенным образом, с самим Китаем.
В практическом плане не меньшее значение имеют так называемые “Шесть принципов гарантии” (Six Assurances), выдвинутые в июне 1982 г. тогдашним президентом Р. Рейганом. Указанные “Принципы” существенно расширили возможности TRA-1979 по оказанию различного рода поддержки Тайваню, в том числе путём продажи острову американских вооружений.
Вся приведенная выше фактура рубежа 70-х-80-х годов прошлого века прямо вытекала из логики холодной войны, когда в борьбе с главным геополитическим оппонентом (СССР), США потребовалось привлечь на свою сторону КНР. Ради решения этой стратегической задачи пришлось пойти на тактические жертвы в “Тайваньской проблеме”.
Автору попадались примечательные высказывания в американских экспертных кругах (из серии “альтернативной истории”), смысл которых сводился к тому, что если бы в конце 70-х годов было заранее известно о предстоящем через 10-15 лет развале СССР, то США ни в коем случае не пошли на разрыв дипотношений и военно-политического альянса с одним из самых верных союзников в АТР, каковым был (и де-факто остаётся) Тайвань.
Тем не мене, в TRA-1979, повторим, сохранился потенциал поддержания “квазимежгосударственного” формата американо-тайваньских отношений и в этом плане нельзя не отдать должное мастерству авторов данного документа. Которые сумели объединить в одном тексте, казалось бы, несовместимые исходные позиции, позволившие сделать необходимые уступки КНР в вопросе “одного Китая”, а также в “Тайваньской проблеме” и оставить Вашингтону пространство для маневрирования между “берегами” Тайваньского пролива.
В сложной игре с Пекином Вашингтон не раз использовал TRA-1979. Например, во время так называемого “третьего кризиса в Тайваньском проливе” (1995-1996 гг.) США послали в зону конфликта две авианосные ударные группы под тем предлогом, что Китай якобы перешёл к угрозе применения силы. Чего, согласно указанному документу, Пекину следовало всячески избегать.
Значимость TRA-1979 начала резко возрастать с середины прошлого десятилетия, когда абсолютно очевидной стала перспектива превращения КНР во вторую мировую державу, “с которой надо что-то делать”. Не удалась попытка “встроить” Китай в американо-центричный мир в рамках концепции “G-2”, предложенной Г. Киссинджером и Зб. Бжезинским к началу второго президентского срока Б. Обамы.
Китай будет геополитическим оппонентом США. Неясно, какой характер примет китайское оппонирование США. Несомненно одно – Вашингтон уже мобилизует все располагаемые ресурсы в ходе ведения дел с Китаем при любом сценарии их развития.
Солидным потенциалом воздействия на Пекин обладает “Тайваньская проблема”, находящаяся де-факто под контролем Вашингтона, который использует её, опираясь на (квази)законодательную базу в виде TRA-1979. 40-летие принятие этого документа – подходящий повод, чтобы надавить на одну из самых болезненных политических мозолей Китая.
Поначалу автору казалось, что указанное давление будет проведено в формате “слегка, но чувствительно”, поскольку перспектива двусторонних отношений пока не выглядит полностью безнадёжной. Главная, торгово-экономическая проблема находится (вроде бы и всё ещё) на столе переговоров. Как прозрачно намекнул американский президент, увеличение в полтора раза пошлин на половину китайского импорта может быть и отменено (“в случае успеха переговоров”).
Правда, ещё за месяц до юбилейной даты высказывались соображения на предмет устроить что-нибудь масштабное в виде международной конференции в Тайбэе по случаю 40-летия TRA-1979. Говорилось о возможности её посещения кем-либо из администрации американского президента. Благо год назад тем же конгрессом был принят так называемый “Закон о поездках”, позволяющий высшим чиновникам США и Тайваня обмениваться официальными визитами.
Если бы подобное мероприятие было проведено в Тайбэе, да ещё на территории только что построенного комплекса сооружений, фактически выполняющего функции посольства США на Тайване, да с приглашением президента Цай Инвэнь и членов её правительства, это наверняка привело бы к весьма серьёзным (возможно, необратимым) последствиям в американо-китайских отношениях. Которые, повторим, пока нельзя назвать кризисными. Хотя Китаю продолжают наноситься булавочные уколы, например, в виде регулярных (раз в месяц) проходов американских боевых кораблей через Тайваньский пролив. Но, в конце концов, они находятся в международных водах и к подобным акциям в Китае, видимо, привыкли.
И всё же юбилейная конференция состоялась, но не в Тайбэе, а в Вашингтоне. Это было солидное мероприятие, организованное одним из ведущих американских “мозговых танков” в области внешней политики — Центром стратегических и международных исследований (The Center for Strategic and International Studies, CSIS) при участии не менее авторитетных Брукингского института и Центра Вудро Вильсона. Модерировал конференцию один из архитекторов внешней политики США в АТР Р. Армитидж.
Не просто ответить на вопрос об участии в конференции официальных лиц США и Тайваня. Вроде бы в зале заседания присутствовали только ряд “бывших”, включая самого Р. Армитиджа. Однако на экране монитора пленарного заседании участники более часа видели и слышали не кого-нибудь, а действующего президента Тайваня Цай Инвэнь. В режиме on—line она, находясь в Тайбэе, выступила с весьма примечательной 45-минутной речью, а также ответила на вопросы непосредственных участников мероприятия.
И как раз это обстоятельство вынуждает автора засомневаться в первоначальной квалификации конференции по случаю 40-летия принятия TRA-1979. 10 апреля с. г. США всё же не “слегка”, а “довольно-таки прилично” надавили на самую больную политическую мозоль Китая.
Подобное ощущение только укрепляется фактом почти единогласного прохождения 8 мая с. г. через Палату представителей конгресса проекта законодательного акта “Гарантии Тайваню” (H. R. 2002: Taiwan Assurance Act of 2019). По существу, в данном документе объединяются основные положения всех предыдущих, то есть TRA-1979, “Шести принципов гарантии” и “Закона о поездках”.
Об общей тональности H. R. 2002 можно судить по следующим положениям 3-й главы: “Тайвань является жизненно важной компонентой стратегии США по обеспечению свободы и открытости Индо-Тихоокеанского региона; … Тайваню следует увеличить военные расходы с целью пополнения ресурсов своей оборонной стратегии”.
Не может быть никаких сомнений в успешном прохождении H. R. 2002 через Сенат и последующем утверждении закона президентом Д. Трампом. Что станет важным актом процесса возведение барьеров в отношениях между двумя ведущими мировыми державами уже не только в сфере экономики, но и политики.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение» .