12.05.2019 Автор: Дмитрий Бокарев

Дождутся ли Таджикистан в ЕАЭС?

5cb1cf4d183561ee508b458d

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация, включающая Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию. Как следует из названия, ЕАЭС ставит своей целью экономическую интеграцию стран Евразии и сотрудничает со всеми возможными партнерами. Союз уже успел создать зону свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом, временную ЗСТ с Ираном, начал переговоры о ЗСТ с Индией и Таиландом, заключил соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и даже приступил к работе по увеличению товарооборота с Кубой, расширив свою деятельность далеко за пределами Евразии.

Однако есть государства гораздо ближе, имеющие общие границы, давние связи и общие интересы со странами ЕАЭС, но до сих пор в него не входящие. Например, Республика Таджикистан. С самого начала существования ЕАЭС (действует с 1 января 2015 г.) многие эксперты ожидали, что Республика Таджикистан скоро вступит в организацию. Однако заметного движения в этом направлении со стороны Таджикистана пока не было (по крайней мере, до конца 2018 г.), несмотря на все возможные выгоды.

В СМИ публикуются разные мнения на счет того, почему Таджикистан еще не в ЕАЭС.

Есть версия, что по каким-то причинам руководство Республики Таджикистан считает, что участие в ЕАЭС осложнит таджикистанское сотрудничество с Западом. Такое объяснение кажется странным, учитывая, что ЕАЭС не запрещает своим членам сотрудничество с другими странами и организациями. К тому же, основное экономическое сотрудничество Таджикистан все равно ведет не с Западом, а со странами своего региона.

Одной из главных сфер этого сотрудничества является трудовая миграция. Денежные переводы от граждан Республики Таджикистан, работающих за рубежом, составляют значительную часть всех доходов страны. В основном из Таджикистана едут на заработки в Россию и Казахстан. В 2018 г. из одной только России (в которой трудится около 1,2 млн таджикистанцев) Республика Таджикистан получила переводов на сумму примерно $2,5 млрд, что составило около 35% всего ВВП страны. Однако ее опережает  Киргизия, для которой в 2018 г. его граждане заработали в Российской Федерации $2,63 млрд. Одна из причин этого опережения – то, что  Киргизия  состоит в ЕАЭС. Благодаря этому киргизские граждане имеют право работать на территории стран Союза без миграционного патента и некоторых других документов, получение которых занимает немало времени. Если бы Таджикистан вступил в ЕАЭС, его граждане тоже смогли бы устраиваться на работу в странах Союза по упрощенной схеме, что могло бы увеличить доходы Республики Таджикистан от трудовой миграции.

Тот факт, что Таджикистан до сих пор не в ЕАЭС, несмотря на такие привлекательные перспективы, породил еще одну теорию, в соответствии с которой вступлению Республики Таджикистан в Союз препятствуют некие криминальные круги, имеющие влияние в таджикистанском правительстве. Якобы они наживаются на незащищенных трудовых мигрантах и лишатся своих доходов, если те будут легализованы.

Есть также версия, что Таджикистан воздерживается от вступления в ЕАЭС, чтобы не открывать свой рынок для потока импортных товаров: сотрудничество в рамках Союза подразумевает снижение таможенных сборов, в результате чего продукция партнеров по ЕАЭС на таджикистанском рынке станет заметно дешевле. Это может лишить спроса местных производителей и помешать стране развивать собственную промышленность. Однако вне ЕАЭС промышленность Республики Таджикистан теряет большие иностранные инвестиции и выход на рынки стран Союза на льготных условиях, а без конкуренции со стороны иностранных товаров таджикистанская продукция может начать терять качество, и тогда спрос таджикистанцев все равно останется за иностранными товарами.

Наконец, некоторым кажется, что Республика Таджикистан не идет в ЕАЭС, чтобы вместо этого развивать сотрудничество с Китаем. Эта версия кажется наиболее близкой к реальности. С момента установления дипломатических отношений в 1992 г. Республика Таджикистан демонстрирует КНР свою лояльность. В 1999-2011 г. Таджикистан уступил восточному соседу несколько спорных территорий на китайско-таджикской границе. Также он стал первым государством, подписавшим с КНР соглашение об участии в китайском проекте глобальной транспортно-экономической интеграции «Один пояс – один путь». В результате Республика Таджикистан стала получать от КНР кредиты и инвестиции, начала развиваться торговля и другие виды сотрудничества. На территории Республики Таджикистан стали открываться китайские предприятия, стартовало множество совместных проектов. Помимо прочего, Китай через совместные предприятия контролирует значительную часть добычи и переработки золота, серебра и других полезных ископаемых в Таджикистане. В 2017 г. КНР стала для РТ главным зарубежным инвестором и кредитором. Сейчас Таджикистан должен КНР $1,2 млрд. Можно сделать вывод, что отношения с Китаем очень важны для Республики Таджикистан, и ради них она может отказаться от вступления в ЕАЭС.

Тем не менее в 2018 г. главным торговым партнером Таджикистана все еще была Россия, а на втором месте после Российской Федерации был Казахстан. За последние годы Республика Таджикистан могла убедиться, что участие в ЕАЭС дает со стороны России различные преференции. Сторонники вступления Республики Таджикистан в Союз говорят также о возможной стимуляции транзита через Таджикистан грузов между ЕАЭС и другими регионами, а также о том, что ЕАЭС может обеспечить Республике Таджикистан экономическую безопасность, защитив слабо развитую экономику от поглощения экономиками других стран и регионов.

Таджикистан уже связывает со всеми государствами ЕАЭС давнее и очень интенсивное сотрудничество в сфере безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Это говорит об уже существующем между ними высоком уровне взаимного доверия. Еще одним доводом за вступление Таджикистана в ЕАЭС являются исторические и культурные связи между ним и странами Союза, сложившиеся еще во времена Российской империи.

В декабре 2018 г. Республика Таджикистан отменила таможенные пошлины на импортные товары из стран ЕАЭС и других стран СНГ, подписавших Договор о зоне свободной торговли в октябре 2011 г. Многие эксперты расценили это как серьезный шаг к членству в ЕАЭС, хотя отмена пошлин касалась, как упомянуто выше, не только членов ЕАЭС, но также Молдавии и Украины.

Весной 2019 г. СМИ снова заговорили о возможности присоединения Республики Таджикистан к ЕАЭС в связи с визитом президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Россию и его встречей с президентом России Владимиром Путиным в апреле 2019 г. Это событие отметило новый шаг в развитии российско-таджикских отношений. Лидеры двух стран обсудили вопросы региональной безопасности, в частности работу на территории Республики Таджикистан российской военной базы №201, которая, по словам российского президента, обеспечивает стабильность во всем регионе. Лидер Республики Таджикистан с ним полностью согласился (незадолго до его визита Таджикистан призвал РФ усилить 201-ю базу в связи с ростом террористической угрозы со стороны соседнего Афганистана).

Также В. Путин и Э. Рахмон серьезно обсудили поддержку в Республике Таджикистан изучения русского языка и подписали соглашение о строительстве в Таджикистане пяти русскоязычных школ, в которых будут работать педагоги из РФ. Но главной темой стало экономическое сотрудничество. Российский президент напомнил о роли Российской Федерации в экономике Республики Таджикистан, в частности о том, что практически все потребляемые Таджикистаном нефтепродукты поставляются из России на льготных условиях.

Стороны подписали такие важные документы, как Соглашение об организованном наборе трудовых мигрантов из Республики Таджикистан для работы в России, а также соглашения о российских инвестициях в таджикистанскую промышленность и сельское хозяйство, об упрощенном ввозе в Российскую Федерацию таджикистанской сельхозпродукции.

Также в ходе встречи В.В. Путин заявил, что Россия приветствует стремление Республики Таджикистан налаживать контакты с ЕАЭС в разных сферах. Есть мнение, что российский лидер вряд ли озвучил бы такое прямое приглашение, если бы не рассчитывал, что оно будет принято. Все-таки современный Таджикистан имеет больший опыт сотрудничества с Россией, чем с Китаем. Кроме того, помимо развития экономики, перед Республикой Таджикистан остро стоит вопрос безопасности. Сейчас это ощущается особенно сильно в связи с ухудшением обстановки в Афганистане, в том числе в его северных районах, граничащих с Таджикистаном. В вопросах безопасности Российская Федерация имеет больший опыт, чем КНР. Поэтому можно предположить, что какие бы инвестиции ни сулил Китай, в первую очередь Таджикистан будет развивать взаимодействие с Россией, в том числе через ЕАЭС.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».