Исламская Республика Афганистан (ИРА) уже несколько десятилетий охвачена гражданской войной и является полем деятельности террористических группировок. Этот очаг нестабильности угрожает всей Центральной Азии, Южной Азии и, опосредованно, всем государствам Евразии. В число стран, наиболее заинтересованных в восстановлении мира и порядка в ИРА, входит Россия. Одна из перспективных составляющих российской политики по урегулированию афганского кризиса – укрепление боеспособности правительственных войск ИРА путем военно-технического сотрудничества (ВТС).
Афганистан занимает важное стратегическое положение в самом сердце Евразийского континента. На его территории пересекаются сухопутные пути, связывающие Юг, Восток и Запад Евразии. В мирное время это делало Афганистан важным транзитным государством и центром международной торговли. Но в последние десятилетия, когда в стране бушует война и хозяйничают незаконные вооруженные формирования, ИРА превратилась в помеху региональной торговли, транспортной и экономической интеграции континента, а также стала плацдармом международного терроризма, источником угрозы для соседних и многих других стран. Немалому риску подвергаются страны Центральной Азии – бывшие советские республики: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, уровень жизни и радикальные настроения в которых могут стать благодатной почвой для терроризма. В свою очередь, дестабилизация ситуации в Центральной Азии может привести к появлению угрозы для южных рубежей России.
Поэтому Россия по мере сил старается участвовать в решении афганской проблемы и поддерживать легитимное афганское правительство, в том числе за счет поставок вооружений. Так, российскую военную технику получал Объединенный исламский фронт спасения Афганистана (или Северный альянс — СА), сформированный в 1996 г. после того, как афганскую столицу Кабул захватил «Талибан» (террористическая организация, запрещена в РФ). СА, контролировавший десять афганских провинций, которые не сумел захватить «Талибан», был признан в качестве законной силы западными странами и Россией. На вооружении у СА изначально было значительное количество советских танков и самолетов. Естественно, что для пополнения арсенала и ремонта имеющейся техники ему требовалась помощь РФ. Со временем, благодаря поддержке России и других стран, СА отбил у талибов около 25% территории ИРА. Осенью 2001 г., когда в Афганистане началась международная антитеррористическая операция, вооруженный российской техникой СА присоединился к войскам НАТО и помог в разгроме талибов. После освобождения основной части страны из-под власти «Талибана» лидеры СА вошли в состав нового законного правительства страны, и СА прекратил существование.
Для России результатом ее поддержки СА в начале 2000-х гг. стало снижение активности экстремистских организаций в Центральной Азии, а также снижение центральноазиатского наркотрафика. Однако закрепиться на афганском рынке и наладить постоянные поставки вооружений в ИРА России тогда не удалось. США взяли под контроль эту сферу жизни ИРА и вынудили новое афганское правительство покупать американское оружие. Это вызвало недовольство афганского правительства. Во-первых, ИРА не желала оставаться в зависимости от одного поставщика, а во-вторых, афганские военные уже привыкли работать с российской боевой техникой, которой уже много скопилось у ВС ИРА и которая требовала обслуживания российских или обученных в РФ специалистов. Но влияние США в Афганистане на тот момент было слишком большим, и крупномасштабное российско-афганское ВТС пришлось отложить «на потом».
Однако в течение нескольких лет ситуация начала меняться. Окончательного восстановления порядка в ИРА добиться не удалось. Талибы и прочие незаконные формирования продолжали дестабилизировать ситуацию в стране, и военная компания, которую США и их союзники рассчитывали провести быстро и с минимальными потерями, растянулась на десятилетия. Стало ясно, что США не смогут навести порядок в ИРА и полностью оснастить афганские ВС в одиночку. Америка стала меньше препятствовать афганскому правительству в ВТС с другими странами. В результате ИРА начала наращивать торговлю вооружениями с РФ. Так, в период 2010-2017 гг. Россия продала Афганистану более 80 боевых вертолетов Ми-17.
В апреле 2016 г. состоялась Пятая Московская конференция по международной безопасности, во время которой встретились министр обороны РФ Сергей Шойгу и министр обороны ИРА Мохаммад Масум Станекзай. Они обсудили такие вопросы, как совместная борьба с терроризмом и наркоторговлей, а также ВТС между ИРА и РФ. В результате стороны договорились создать российско-афганский комитет по ВТС. Также было принято решение об увеличении квоты на обучение афганцев в российских военных ВУЗах. В сентябре 2016 г. началось сотрудничество ВС ИРА с российской компанией «Рособоронэкспорт» по вопросу ремонта афганской вертолетной техники.
Дополнительные возможности для развития ВТС между РФ и ИРА может дать вступление Афганистана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), в которой ведущую роль играют Россия и Китай, а ИРА пока является государством-наблюдателем. До этого события пока далеко, но афганское правительство и руководство ШОС тщательно работают над его приближением.
Осенью 2017 г. на пути российско-афганского ВТС вновь появилось препятствие в лице США. Тогда американцы заявили, что намерены выделить $7 млрд, чтобы заменить российские вертолеты Ми-17, стоящие на вооружении у ВС ИРА, на американские UH-60. Это могло бы стать большим ударом по российско-афганскому ВТС. Однако в последнее время все больше экспертов сомневается в том, что этот план в принципе осуществим. Причем сомневаются сами представители США. В июне 2018 г. был опубликован доклад генерального инспектора Пентагона Гленна Файна, в котором сообщается, что UH-60 по целому ряду характеристик уступают Ми-17, и замена российских вертолетов на американские значительно снизит боеспособность американских и афганских войск. Эксперты сообщают, что в афганских условиях у Ми-17 значительно большая грузоподъемность и дальность полета, и он может набирать значительно большую высоту, при этом неся на себе мощное вооружение. Объясняется это тем, что в условиях высокогорья (обычный ландшафт для Афганистана) воздух разрежен, и это сильно влияет на мощность вертолетного реактивного двигателя. Советские военные столкнулись с этой проблемой еще во время Афганской войны 1979-1989 гг., и поэтому российские вертолеты прошли модификацию, приспособившую их для работы в сложных горных условиях. Американские же вертолеты для высокогорья не приспособлены, и чтобы их модифицировать, потребуются еще долгие годы и миллиарды долларов.
Таким образом, США вновь убедились, что даже в такой, казалось бы, узкой сфере, как вооружение афганских ВС, действовать в одиночку слишком тяжело. Война 2001-2018 гг. уже обошлась американскому бюджету в сумму свыше $117 млрд (не говоря уже о тысячах жизней американских солдат). Попытки США не допустить в ИРА российских и китайских производителей военной техники, чтобы оставаться там доминирующей силой, приносят американцам лишь новые потери. И эта тенденция проявляется во всем, не только в военно-технической сфере. К счастью, в случае, если ситуация в Афганистане окончательно выйдет из-под американского контроля, крупные евразийские державы уже давно готовы принять ответственность за будущее ИРА на себя.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».