Индия – один из стратегических партнеров России в Азии. Уже много десятилетий страны связывают теплые отношения и взаимовыгодное сотрудничество. Это продолжается и в наши дни, несмотря на некоторые моменты внешней политики обеих стран, такие как сотрудничество Индии с США и укрепление отношений РФ с Пакистаном, одним из главных конкурентов Индии.
Как известно, Советский Союз был первым государством, установившим дипломатические отношения с новым государством Индией, получившим независимость в 1947 г. После этого СССР оказал Индии значительную помощь в развитии промышленности, энергетики и обороны. После распада СССР в 1991 г. дружеские отношения между Россией и Индией сохранились. В частности, долгое время РФ оставалась главным поставщиком оружия для индийских ВС, а Индия – основным покупателем российских вооружений. В последнее десятилетие две страны подняли до высокого уровня сотрудничество в научно-технической сфере. Сейчас идет работа над целым рядом российско-индийских проектов в сфере оборонных технологий (ракета БраМос), освоения космоса и атомной энергетики.
Однако в последние несколько лет у многих исследователей появились сомнения насчет будущего российско-индийских отношений. Дело в том, что основным конкурентом Индии является Китай, с которым ее разделяют территориальные споры и соперничество за главенство в Индо-Тихоокеанском регионе. При этом РФ является союзником Китая, желающего доминировать на всем водном пространстве вдоль южного побережья Евразии. Россия активно поддерживает китайский проект «Один пояс – один путь» (ОПОП), подразумевающий создание единой сети транспортных маршрутов для экономической интеграции Евразии и Африки. В том числе и субпроект ОПОП «Морской Шелковый путь XXI века» (МШП), объединяющий морские маршруты, связывающие Европу, Азию и Африку вдоль южного побережья Евразии. РФ разделяет китайскую точку зрения, что транспортно-экономическая интеграция приведет к росту торговли и стремительному экономическому развитию всех стран, участвующих в ОПОП и МШП. Индия же категорически отказывается участвовать в ОПОП, а проект МШП считает прикрытием для создания баз китайских ВМС в портах участвующих в нем стран и видит в нем прямую угрозу своей безопасности. Дополнительным стимулом для индийской подозрительности стал неожиданный заход в 2014 г. китайской подводной лодки в Шри-Ланку – островное государство всего в 50 км от побережья Индии.
Опасаясь постоянного роста военного и политического могущества КНР, Индия вынуждена вести сотрудничество с конкурентами Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Японией, Австралией и США. Так, с ноября 2017 г. возобновил работу Quad – четырехсторонний диалог США, Японии, Австралии и Индии по вопросам региональной безопасности. На регулярной основе проводятся индийско-американские учения ВМС «Малабар», в которых в последние годы начала участвовать Япония. Это отражается на российско-индийских отношениях, поскольку между РФ и США в последние годы возникло немало противоречий.
В свою очередь, Россия в последние годы начала укреплять отношения с Пакистаном – соседом Индии, который также является ее давним соперником. Так, в декабре 2017 г. РФ впервые поддержала Пакистан в территориальном споре с Индией по вопросу принадлежности штата Кашмир. Начало укрепляться российско-пакистанское военно-техническое сотрудничество. Две страны стали проводить совместные военные учения. Так, в октябре-ноябре 2018 г. в Пакистане состоялись учения «Дружба-2018», в ходе которых российские и пакистанские военные обменялись опытом ведения боевых действий в сложных горных условиях.
Упомянутые события заставили некоторые СМИ предположить, что пути России и Индии скоро могут разойтись, и плодотворное сотрудничество на протяжении семидесяти лет расставанию не помешает. Однако в октябре 2018 г. руководители двух государств доказали преждевременность подобных заявлений.
4-5 октября 2018 г. в Нью-Дели состоялся девятнадцатый ежегодный саммит «Индия – Россия», для участия в котором в Индию прибыл президент РФ Владимир Путин. В результате его переговоров с индийским премьер-министром Нарендрой Моди было подписано более 20 важных российско-индийских соглашений. По мнению многих специалистов, в российско-индийских отношениях был совершен прорыв. Сам факт личного присутствия российского лидера на мероприятии свидетельствовал о том, что российско-индийские отношения остаются крепкими и дружественными, и что сотрудничество с Индией по-прежнему один из приоритетов внешней политики РФ. А подписанные документы заложили основу для развития сотрудничества между двумя странами в течение ближайших десятков лет.
Так, Россия и Индия решили увеличить взаимный товарооборот до отметки $30 млрд в год к 2025 г. Стороны намерены расширять взаимодействие в различных направлениях, в том числе в таких сферах, как атомная энергетика, оборона и космос.
Особого внимания заслуживает подписанное двумя странами соглашение о сотрудничестве в области обороны. В соответствии с документом, Индия приобрела пять российских зенитных ракетных комплексов С-400 за $5,43 млрд. Это событие можно без преувеличения назвать важной вехой на пути российско-индийских отношений. Заключив такую сделку с Россией, Индия показала, что РФ остается для нее чрезвычайно важным партнером, ради которого она готова идти наперекор США. Дело в том, что, в соответствии с американским законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций», подписанным президентом США Дональдом Трампом в августе 2017 г., США обязаны налагать санкции на все государства, покупающие у РФ вооружение, подобное С-400. Так, именно за покупку этого зенитно-ракетного комплекса в сентябре 2018 г. санкции были наложены на Китай. Тем не менее Индия не испугалась давления своего регионального союзника и решила приобрести С-400 независимо от того, как это скажется на индийско-американских отношениях. Это красноречиво говорит о том, кого Индия считает более важным партнером в сфере безопасности.
По словам индийского премьер-министра Н. Моди, развитие отношений с Россией – неотъемлемая часть индийской политики. Договор о покупке Индией комплекса С-400 показывает, что эти слова соответствуют действительности.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».