EN|FR|RU
Социальные сети:

Что будет с накопленным Японией плутонием?

Владимир Терехов, 14 августа

На страницах «Нового Восточного Обозрения» регулярно обсуждается обобщённая тема, которую условно можно обозначить как “Япония в проблематике ядерной энергии”. Что вполне объяснимо, поскольку речь идёт о стране с практически третьей мировой экономикой, роль которой в последние годы быстро возрастает и в различных аспектах мировой политики.

Поводом для того, чтобы вновь обратиться к указанной теме, послужили два недавних события: продление 17 июля с. г. американо-японского “Рамочного соглашения” по мирному использованию ядерной энергии в мирных целях и новый план действий в этой области, принятый спустя две недели собственно японским правительством.

Обоим этим событиям самое пристальное внимание уделили мировые СМИ. Если же говорить более конкретно, то на воображение журналистов не мог не подействовать мем о том, что к настоящему времени Япония накопила такое количество плутония, которого хватит на изготовление 6000 ядерных боеприпасов, типа сброшенного в 1945 г. на Нагасаки.

Но к подобной алармистской “информации” необходимо сделать некоторые принципиального плана замечания, которые с неизбежностью выведут нас на разные и крайне важные аспекты сформулированной выше проблематики.

Во-первых, не существует “плутония вообще”. Точнее, в таблице Менделеева есть значок, обозначающий некий химический элемент, который почти не встречается в природе, а как искусственный продукт вырабатывается в различных “модификациях”.

То, чем СМИ пугают обывателя, называется “оружейный плутоний”, то есть только одна (весьма специфическая) “модификация”, которой, вообще говоря, у Японии быть не должно. Не потому, что ей это кто-то запретил. 46 лет назад она добровольно приняла принцип “трёх нет” относительно ЯО (от которого может и отказаться).

Если же “оружейный плутоний” у неё неким образом всё же появляется, то бдительные инспекторы МАГАТЭ, имеющие доступ ко всем ядерным объектам Японии, должны сообщать об этом “куда следует с целью принятия мер”.

Такой инстанцией является Вашингтон, ибо с момента подключения Японии к работам по мирному использованию ядерной энергии (то есть с середины 50-х годов прошлого века) они проводятся под контролем и с помощью США. Что регламентируется несколькими “Рамочными соглашениями”, из которых последним стал упоминавшийся выше документ 1988 г. с периодом действия в 30 лет.

Все они постепенно расширяли масштаб компетенции Японии, прежде всего, в крайне важном для неё энергетическом направлении. Ибо для страны, лишённой источников естественных ресурсов, развитие дешёвой ядерной энергетики явилось почти спасательным кругом.

К концу прошлого десятилетия доля АЭС в балансе национальных генераторов электроэнергии достигла 30% и тогда же был принят план, который предусматривал увеличение в последующие два-три десятилетия указанной доли до 50%. Это в значительной мере решало проблему обеспечения автономности японской энергетической системы, которая в настоящее время (после резкого сокращения масштабов ядерной энергетики) оценивается цифрой в 10%. Последнее, кстати, существенным образом определяет характер внешнеполитической и военной активности Японии, нацеленной на обеспечение бесперебойного функционирования основного маршрута доставки углеводородов, проходящего через Индийский океан и Южно-Китайское море.

Что касается США, то ограничение ядерно-энергетической деятельности Японии “Рамочными соглашениями” обеспечивало, повторим, необходимый контроль и немалый бизнес американскими компаниям, которые поставляли Японии ядерные реакторы, радиоактивное топливо для них и проч.

Первоначально в США же (затем в Великобритании и Франции) происходила переработка так называемого “Отработавшего ядерного топлива”, одним из продуктов которой является как раз плутоний. Но договор 1988 г. позволил Японии уже самой перерабатывать ОЯТ и оперировать с извлекаемым при этом плутонием.

Отметим, что в процессе подобной переработки должен был извлекаться главным образом “реакторный плутоний”, относительно возможности использования которого в военных целях среди специалистов превалирует скептическая точка зрения.

К настоящему времени Японии принадлежит уже 47 тонн такого материала. Из которых на территории страны находятся 10 тонн, остальные запасы хранятся во Франции и Великобритании. Таким образом, Япония является одним из крупнейших (даже среди ядерных держав) обладателей плутония.

Данный факт давно является источником серьёзной головной боли как в Японии, так и в США. Ибо, во-первых, провоцирует настороженное внимание к нему во всём регионе Северо-Восточной Азии. Кроме того, он может послужить прецедентом для стран других регионов (упоминаются Турция и Египет) для организации у себя переработки ОЯТ с извлечением (“оружейного”) плутония. С очевидными негативными последствиями для проблематики предотвращения распространения ЯО.

Между тем ещё в конце прошлого десятилетия процедура переработки ОЯТ c извлечения плутония и последующим его использованием в так называемом “Замкнутом ядерном топливном цикле” была одним из основных элементов упоминавшейся выше долгосрочной энергетической программы Японии.

Но 11 марта 2011 г. случилась “Фукусима” и ядерная энергетическая программа Японии была фактически заморожена. В трёх работающих в настоящее время и пригодных для этих целей реакторах можно “сжигать” не более 1 т плутония в год.

Премьер-министр Синдзо Абэ является сторонником реализации примерно половины ядерной энергетической программы конца нулевых годов. Однако в японском обществе продолжает действовать “прививка “Фукусимой” и даже в существенно усечённых масштабах перспектива программы выглядит достаточно сомнительной.

Собственно, неясность в вопросе стратегии “сжигания” накопленного плутония, при обострении самого факта его наличия в огромных количествах у Японии, и составляло основное содержание американо-японских переговоров (в основном, не публичных) накануне истечения срока действия соглашения 1988 г.

Вашингтон согласился его продлить, но в бессрочном формате. А это значит, что США могут выйти из него в любой момент, предварительно (за полгода) оповестив об этом партнёра. Что крайне нежелательно для Японии, прежде всего, по политическим соображениям. В этом случае Токио окажется один-на-один с “мировым сообществом”, которое ещё более озаботится самим фактом “выхода из игры” главного гаранта мирного характера японской ядерной программы.

Здесь уместным представляется предположить, что давление Вашингтона на Токио в ходе переговорного процесса по вопросу продления двустороннего документа 1988 г. диктовалось также и соображениями новой американской стратегии в отношении КНДР, нацеленной на обеспечение полного ядерного разоружения последней.

Как бы то ни было, но далее затягивать решение проблемы накопленного плутония Япония не может и, судя по последней информации, принимается стратегия захоронения его запасов. Для этого “японский” плутоний будет передан США, а “французский” и “британский” – правительствам этих стран. Всем троим, видимо, придётся ещё и приплатить за услуги по решению проблемы.

Пока остаётся без ответа крайне важный вопрос, связанный со строящимся в посёлке Рокассё (на севере острова Хонсю) комбинатом по переработке ОЯТ, который будет способен производить до 7 т плутония в год. Указанное предприятие, окончание строительства которого запланировано на 2021-2022 гг., вполне вписывался в исходную (“расширенную”) энергетическую программу.

Но, повторим, и “усечённая” не вызывает сегодня энтузиазма у японцев. Предложения же по искусственному занижению (в разы) производственных мощностей комбината, на возведение которого потрачены огромные ресурсы, выглядят просто финансовым мазохизмом.

Наконец, следует отметить отсутствие каких либо изначальных “недоработок”, а тем более “злого умысла” в проблеме с накопленным Японией плутонием. На каждом этапе 60-летнего периода участия в работах по мирному использованию ядерной энергии принятие решений соответствовало состоянию и логике развития тех или иных важных факторов в жизнедеятельности страны.

Но это логика нашего всё более сумасшедшего мира в целом, в котором разного рода “неприятности”, действительно, происходят как бы “сами по себе”.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»