EN|FR|RU
Социальные сети:

Центральная Азия восстанавливает общую энергосистему

Дмитрий Бокарев, 28 июля

6п78

Государства Центральной Азии (ЦА) — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан имеют немало социальных и экономических проблем. Тем не менее они обладают значительными ресурсами, при грамотном использовании которых могут начать стремительно развиваться. Особенно если объединят свои силы.

Экономика любого современного государства зависит от электроэнергии, без которой невозможно промышленное и социально-экономическое развитие. Соответственно, вопрос энергоснабжения странам ЦА, постоянно сталкивающимся с энергодефицитом, предстоит решить в первую очередь. Строительство новых электростанций для них – очевидная необходимость, однако это требует вложения финансовых средств и определенного времени. Еще один способ улучшить ситуацию – наладить грамотное распределение уже вырабатывающегося электричества.

Как известно, потребление электричества изменяется в зависимости от времени года. Так, в холодные зимние месяцы требуется значительно больше энергии на обогрев и освещение. Следовательно, в летние месяцы потребление электричества снижается и появляются излишки электроэнергии, которые могут пропасть впустую. Лучший выход в такой ситуации – перенаправить электричество в какой-либо район, испытывающий недостаток энергии. Это не только принесет прибыль, но и поможет экономично расходовать природные ресурсы, за счет которых вырабатывается энергия.

У ЦА есть основа для создания общей системы энергоснабжения, которая помогла бы распределять излишки электричества между энергодефицитными районами. Это остатки единой энергосети, снабжавшей энергией Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в те времена, когда они все были частью одного государства – СССР. Система, получившая название «Энергетическое кольцо Центральной Азии» (ЭКЦА), базировалась на грамотном распределении водных ресурсов региона. Вода из крупных рек использовалась для выработки электричества на ГЭС и для сельскохозяйственной ирригации. Благодаря ЭКЦА все пять республик круглый год не испытывали острой нехватки электроэнергии и воды для полива.

После распада СССР какое-то время ЭКЦА еще продолжало работать и развиваться. Однако разногласия между центральноазиатскими республиками, которые больше не являлись частями единого государства и вынуждены были самостоятельно вести хозяйство и добывать средства на существование, привели к тому, что система начала разрушаться. Теперь ЭКЦА не финансировалось из единого центра. Электростанции и водохранилища оказались на территории пяти стран, которым пришлось налаживать справедливую систему взаиморасчетов за предоставляемые друг другу ресурсы и услуги. С этой задачей молодые государства не справились. При этом каждое из них стремилось получить максимальное количество электроэнергии.

Немалую роль в распаде ЭКЦА сыграли сложные политические отношения между центральноазиатскими республиками. Например, уже в начале 1990-х гг., практически сразу после провозглашения независимости Таджикистана и Узбекистана, между этими странами начались территориальные споры. Еще одной причиной конфликта стали гидроресурсы. В советские времена Узбекистан, испытывая нехватку воды, получал ее с территории Таджикистана. Став отдельным государством, Таджикистан занялся строительством Рогунской ГЭС на реке Вахш, способной ограничить водоснабжение Узбекистана. В результате разногласий между Таджикистаном и Узбекистаном началась «холодная война», из-за которой была закрыта таджикско-узбекская граница, прекращено прямое транспортное сообщение и введен визовый режим. В 2009 г. Узбекистан и Таджикистан заявили о прекращении взаимного энергоснабжения. Это стало серьезным ударом по энергетике Таджикистана, который летом экспортировал излишки электроэнергии, а зимой сам страдал от ее недостатка. Для увеличения выработки электричества, зимой Таджикистан направил на свои ГЭС максимум доступных ему водных ресурсов, увеличив сток из своих водохранилищ. Это, в свою очередь, ударило по экономике Узбекистана, вызвав затопления в некоторых его районах. К наступлению лета таджикские запасы воды уже были слиты, в результате чего некоторые сельскохозяйственные районы Узбекистана столкнулись с засухой.

Также в 2009 г. намерение отключиться от общей системы высказал Казахстан, обвинив при этом Узбекистан в воровстве электроэнергии. В тяжелом положении оказался Кыргызстан, в очень большой степени зависевший от поставок казахского и узбекского электричества. Туркменистан вышел из ЭКЦА еще в 2003 г. Центральноазиатский регион, и так испытывающий большие экономические трудности, оказался под угрозой мощного энергетического кризиса.

После фактического прекращения работы ЭКЦА все участвовавшие в нем государства приступили к строительству новых электростанций, чтобы самостоятельно обеспечивать себя энергией и не зависеть от соседей. Так, к 2009 г. Узбекистан ввел в эксплуатацию линию электропередач «Гузар – Сурхан», завершив собственное «энергокольцо», позволившее ему отказаться от поставок энергии с территории Таджикистана. В 2012 г. Кыргызстан, желающий получить энергетическую независимость от Узбекистана и Казахстана, приступил к строительству подстанций «Датка» и «Кемин». Линия «Датка-Кемин» была введена в эксплуатацию в 2015 г. Таджикистан форсировал усилия по строительству Рогунской ГЭС. Ожидается, что она начнет работу уже в 2018 г.

Несмотря на то, что страны Центральной Азии поодиночке усилили свои генерирующие мощности, многие области продолжили переживать энергодефицит. В конце концов руководители центральноазиатских республик осознали необходимость возродить единую энергосистему, которая позволила бы им торговать излишками электроэнергии. В 2014 г. начались переговоры по возрождению ЭКЦА между Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Однако без участия Узбекистана восстановить систему в прежнем виде не представлялось возможным. Настоящий прорыв в этом вопросе наметился в конце 2016 г., когда президентом Узбекистана стал Шавкат Мирзиеев, который взял курс на восстановление отношений с Таджикистаном. Между двумя странами было возобновлено авиасообщение и отменен визовый режим. Тогда же Узбекистан и Таджикистан начали активные переговоры по соединению своих энергосистем.

В мае 2017 г. в Душанбе состоялась встреча министров энергетики центральноазиатских республик, на котором обсуждалась возможность нового запуска ЭКЦА. Было высказано мнение, что в случае согласия всех сторон систему можно восстановить в течение двух лет.

Уже к августу 2017 г. был проведен ряд работ по воссоединению энергосетей Узбекистана и Таджикистана. По словам министра энергетики и водных ресурсов Таджикистана Усмонали Усмонзоды, мощностей его страны достаточно, чтобы в летнее время поставлять электричество в Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Необходимые для этого линии электропередач много лет не использовались, однако по-прежнему находятся в рабочем состоянии.

В марте 2018 г. состоялся визит узбекистанского президента Ш. Мирзиёева в Таджикистан, по итогам которого было подписано таджикско-узбекское соглашение о взаимных поставках электроэнергии.

В апреле 2018 г. заработала линия электропередач «Регар-Гулча», соединяющая энергосети двух стран. После 9-летнего перерыва Таджикистан вновь начал поставлять электроэнергию в Узбекистан. Это событие стало важным шагом на пути к восстановлению ЭКЦА.

Чтобы не повторить печальный опыт прошлых лет, пяти центральноазиатским республикам предстоит решить множество сложных вопросов. Им требуется устранить технические несоответствия своих энергосистем, увязать тарифные политики, решить вопрос о том, являются ли водные ресурсы предметом торга или общим достоянием и др. Однако все государства ЦА проявляют интерес к проекту и уже достигли определенных результатов.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».