12.07.2018 Автор: Петр Львов

Нетаньяху «ловить» в Москве нечего

F151018ASPOOL10

11 июля в Москву, как и ожидалось, прилетел премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху, который накануне заявил, что, согласно заявлению самого Нетаньяху, этот визит очень важен в контексте отношений между двумя странами по поводу сирийского вопроса. Понятно, что скрывается за этими словами: он приехал жаловаться на «врагов Израиля», прежде всего на Иран. Это вполне в его привычках уже давнее время. В данном случае он явно намерен убедить президента В.Путина в опасности присутствия Ирана и «Хезбаллы» в Сирии, чтобы побудить российского лидера заключить в Хельсинки 16 июля «сделку» с Трампом — США выводят свои войска из Ат-Танфа и передают этот район под контроль Дамаска/Москвы в обмен на обещание РФ удалить из приграничных с Израилем районов САР иранских военных, отряды «Хезболлы» и проиранские шиитские формирования типа «Фатимийюн». На этот раз визит Нетаньяху имеет особое значение, если учесть, что надежды Израиля на создание новой реальности на сирийском юге, прежде всего в районе Голанских высот, над которым он упорно работал, испарились в последние месяцы сирийской войны.

Израиль не скрывает, что уступил на фоне побед сирийской армии президента Б. Асада и однозначно признает это. Однако он заинтересован в том, чтобы уменьшить негативные последствия собственного поражения (прим. — как и поражения союзников) в сирийской войне, если не может избежать их полностью. Поэтому Б.Нетаньяху зачастил с регулярными визитами в Москву в надежде использовать разногласия между Москвой и Дамаском, а также их союзниками, хотя до сих пор его усилия в этом деле оказались бесполезным. Тем не менее Тель-Авив стремится посадить сирийское руководство за стол переговоров через посредничество российской стороны. В этот раз новая попытка может отличаться от условий соглашения 1974 года о разъединении на Голанских высотах между сирийской и израильской армиями. Но что умаляет ее значение, это то, что Дамаск осознаёт отсутствие необходимости отвечать на «предложение» Израиля. Это предложение состоит в том, чтобы возобновить попытки заключить соглашение под эгидой и контролем Организации Объединенных Наций касательно границы на Голанах. Сирия не испытывает необходимости в этом, даже если будет действовать через российского союзника, чьи интересы могут не полностью соответствовать интересам сирийского государства.

Требование Израиля в отношении соглашения о разъединении вооруженных сил от 1974 года представляет собой попытку внесения поправок в его статус или дать им иное толкование с тем, чтобы учесть интересы Израиля и придать соглашению обязательный для сирийского государства характер, что означало бы отступление от своего суверенитета. В то же время Израиль не может помешать победе и расширению зоны контроля сирийской правительственной армии на юг-западе страны. С другой стороны, любые изменения в соглашении о разъединении войск, внесение дополнений или иные толкования его пунктов лишь разогреют аппетит Израиля, который может пожелать внесения ещё больших поправок с целью ограничить сирийский суверенитет, а затем это разогреет аппетит и других внешних игроков — уже в  восточной и северной Сирии. Ирония заключается в том, что Израиль хорошо осознает, что Дамаск победил на данном этапе и находится в не том положении, чтобы давать ему то, что Тель-Авив не смог получить военным путём при помощи своих союзников и вооружённых группировок. Он понимает, что не может повлиять на позицию сирийского режима. Это во многом и объясняет постоянные визиты Нетаньяху, а также ряда других израильских политических деятелей и сотрудников спецслужбы Израиля в Москву в надежде на то, что они смогут добиться желаемого при помощи России.

Однако, по мере того как понимание реальности укрепляется в умах израильских официальных лиц в связи с последними военно-политическими событиями в Сирии, они все ещё продолжают ездить в Москву во главе с самим Нетаньяху, несмотря на то, что он заранее предвидит исход своего визита. На практике Тель-Авив, похоже, выступает в роли «нищего» перед Москвой, и хочет добиться хотя бы минимальной реализации своих целей, что резко отличается от того, что Нетаньяху пытается продемонстрировать в своих заявлениях. Это вполне естественная ситуация, которая обусловлена двумя факторами, побуждающими Израиль снова и снова стучаться в двери Кремля:

  1. Первый фактор выражается в ограниченной способности Израиля использовать военную мощь или угрожать ее использованием. Военный вариант неприменим в отношении сирийского государства и был исключен из списка возможных действий Тель-Авива;
  2. Параллельно с этим Израилю стало очевидно, что американская сторона, которая напрямую и через своих союзников присутствует на сирийской территории, не желает защищать интересы Израиля, если это подразумевает участие в военных действиях. Напротив, она заинтересована в поиске невоенных способов урегулирования конфликта на фоне вывода американских войск из Сирии. Первый фактор — невозможность военного решения — подталкивает Тель-Авив ко второму, так как при помощи американцев он достигает того, чего не может достичь своими собственными силами. Однако с утратой второго варианта Израилю остаётся лишь озвучивать свои просьбы российским партнерам. Но на каждое израильское заявление приходит противоположный ответ. Например, можно упомянуть заявление МИД России, в котором говорится, что присутствие Ирана в Сирии законно, и не следует ожидать его сокращения и эвакуации его войск. Таким образом, похоже, что никто не хочет или не может изгнать иранцев, будь то с израильской границы или из Сирии в целом.

Исходя из этого, Б.Нетаньяху вряд ли добьется от Москвы в ходе своего визита каких-либо обещаний по поводу Сирии и иранского присутствия в САР. Ситуация там играет на руку как Дамаску, так и Тегерану, не говоря уже о Москве. России сейчас просто нет необходимости уступать, учитывая, что военный и политический перевес в САР сейчас на ее стороне. А США все равно придется оттуда уйти. И даже прежняя совместная идея Израиля – КСА – ОАЭ обменять санкции с РФ из-за Украины в обмен на уступки по Сирии в плане иранского присутствия (прим. — активно продвигалась наследным принцем Абу-Даби Мухаммадом бен Заидом сразу после избрания Трампа) сейчас явно не имеет шансов. В Москве уже перестали верить заявлениям Трампа о желании улучшить отношения с РФ, так как все это не подкрепляется реальными делами. Санкции только множатся. А Трамп ничего не может сделать с обеими палатами Конгресса, которые делают все для того, чтобы сорвать любое сближение Вашингтона с Москвой. Да и сам президент США говорит одно, а на деле пытается выдавить Россию с газового и нефтяного рынка Европы, поссорить Москву с Тегераном, при этом ничего не давая РФ. Так что в Хельсинки не нужно ожидать прорывов. Встреча эта больше нужна Трампу, чем В.Путину. И России некуда спешить. В Сирии и с Ираном дела идут успешно. А сам Трамп сделал все для того, чтобы в Москве его предложения и обещания оценивали реально, и не давали ему авансов.

Петр Львов, доктор политических наук, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».