В интервью палестинской газете «Аль-Кудс» зять и советник президента США Джаред Кушнер заявил по итогам своего недавнего визита на Ближний Восток, что скоро будет опубликован американский план палестино-израильского урегулирования, заранее названный «сделкой века». И сразу же пошли разговоры о том, что этот план станет одной из тем предстоящего саммита президентов России и США В. Путина и Д. Трампа в Хельсинки 16 июля. Не случайно до этой российско-американской встречи в верхах ожидаются визиты в Москву председателя ПН М. Аббаса и, возможно, премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху. И хотя в МИД России уверяют, что не знают подробностей «сделки века», арабские источники утверждают, что Москва в курсе основных положений сделки и якобы не возражает против очередной попытки США примирить палестинцев и израильтян. Забывая сказать, что поддержка попытки — это еще не поддержка самого плана.
Как известно, еще в 2016 году президент США в одном из своих интервью заявил, что он подходит к урегулированию палестино-израильского конфликта как к бизнес-сделке, реализацию которой он поручил Дж. Кушнеру в паре со спецпредставителем президента США Дж. Гринблаттом. За полтора года они совершили целую серию поездок в регион, обсуждая возможные параметры «сделки». Последний их визит состоялся в середине июня, в ходе которого обсудили свой план с руководством Израиля, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Иордании. Палестинцы остались вне «процесса контактов», так как после решения США признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда свое посольство, в ПНА заявили об отказе от переговоров с американцами.
В любом случае Дж. Кушнер сказал в интервью «Аль-Кудс», что американский план будет обнародован вне зависимости от того, примут ли его М. Аббас и власти ПНА в целом, не раскрывая при этом каких-либо положений своего плана, но давая понять, что в обмен на мирные договоренности народы региона получат экономические преференции. При этом США готовы пойти на раскол палестинского народа, намекнув на готовность работать с властями сектора Газа, то есть «ХАМАС-ом», который Вашингтон считает террористической организацией.
В реалии никакого секрета о содержании американской «сделки века» нет. Еще в конце июня видный деятель ПНА С. Орейкат на пресс-конференции в Рамалле заявил, что располагает информацией о «плане Трампа», который состоит из тринадцати пунктов:
Пункт первый — признание США Иерусалима столицей Государства Израиля и перевод туда американского посольства из Тель-Авива. Это означает отказ США и Израиля от обсуждения с палестинской стороной ключевого вопроса о статусе Иерусалима.
Второй пункт — создание будущей столицы государства Палестина на окраине Восточного Иерусалима в небольшом палестинском селении Абу-Дис, который сейчас входит в так называемую зону «В», находящуюся под совместным контролем Израиля и ПНА. Для увеличения его площади администрация президента США намерена обратиться к израильскому правительству с просьбой передать под контроль ПНА четыре квартала Иерусалима, которые сейчас в основном заселены палестинцами: Абу-Дис, Джебель-Мукабер, Исауйя и Шуфат (прим. — лагерь палестинских беженцев, расположенный в пределах современных муниципальных границ Иерусалима).
Третий пункт — присоединение крупных еврейских поселенческих блоков Гуш-Эцион, Маале-Адумим, Модиин и Ариэль к Израилю. Таким образом, согласно «плану Трампа», приблизительно 10% территории Западного берега и 69 населенных пунктов с числом поселенцев 470 тысяч чел. перейдут под суверенитет Израиля, а 71 поселение и 118 тысяч поселенцев подлежат эвакуации. Де-факто это означает отказ США от положений, принятых всеми членами СБ ООН, резолюций № 242 и 338, которые утверждают, «что выполнение принципов Устава требует установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, который должен включать: 1) вывод израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время конфликта и 2) прекращение всех претензий или состояний войны, уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе, их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или её применению».
Четвертый пункт — администрация США разработает общую концепцию безопасности государства Израиль и государства Палестина, на основании которой оба государства выступят в качестве партнеров «на пути к достижению мира». Эта концепция включает четыре важных элемента: 1) демилитаризованное государство Палестина с полицейскими силами. О демилитаризации Израиля нет ни слова; 2) налаживание двустороннего, регионального и международного процесса сотрудничества в области безопасности с участием Иордании, Египта и США, к которому будут приглашены другие страны; 3) сохранение израильского военного присутствия в зоне долины реки Иордан и Самарийского нагорья (с учетом третьего пункта это еще как минимум 11% территории Западного берега); 4) сохранение ответственности Израиля за обеспечение безопасности обоих государств в чрезвычайных ситуациях.
Пятый пункт предусматривает постепенный вывод израильских сил за пределы зон «А» (полный контроль ПНА) и «В» (совместный контроль ПНА и Израиля) на Западном берегу и некоторых территорий из зоны «С». Позднее (дата вообще не называется, что подразумевает ее одобрение со стороны Израиля) в пределах этих границ будет объявлено о создании палестинского государства.
Шестой и седьмой пункты соответственно оговаривают взаимное признание Государства Израиль «национальной родиной еврейского народа», а также государства Палестина в качестве «национальной родины палестинского народа».
Пункт восьмой призывает Израиль гарантировать сохранение статуса-кво вокруг христианских, иудейских и мусульманских Святых мест, существовавшего до создания Израиля, обеспечение свободного доступа верующих любых религий к Святым местам.
Девятый пункт предусматривает, что Израиль должен выделить площади в районе портов Ашдод и Хайфа, а также аэропорта Бен-Гурион для использования этих площадей по назначению палестинцами, но при этом только Израиль будет осуществлять контроль за безопасностью этих воздушно-морских гаваней.
Десятый пункт предполагает создание безопасного транспортного коридора между Западным берегом и сектором Газа, который будет полностью контролироваться Израилем и находиться под его суверенитетом.
В соответствии с одиннадцатым пунктом в зонах, предоставленных Израилем для пользования гражданами государства Палестина, могут находиться и обеспечивать контроль палестинские службы безопасности.
В двенадцатом пункте говорится, что территориальные воды, воздушное и электромагнитное пространства будут находиться под полным контролем Израиля «без ущерба для потребностей» государства Палестина.
В тринадцатом пункте плана содержится призыв к «справедливому решению проблемы беженцев» в рамках государства Палестина. При этом речь идет только о беженцах, находящихся в лагерях на Западном берегу и в Газе. О других тысячах обездоленных и страдающих в изгнании палестинцах в «плане Трампа» ни слова. То есть никакого права беженцев на возвращение, которое будет исключительно декларативным: Израилю предложат признать проблему беженцев, но те не смогут вернуться на территорию, которая сейчас находится под израильской юрисдикцией, например в Иерусалим и Хайфу.
«Сделка века» также подразумевает выплату компенсаций, как палестинским беженцам, так и евреям, которых выдворили из арабских стран после создания Государства Израиль. На этом вопрос беженцев будет предложено закрыть. И нет ни слова о решениях и резолюциях Организации Объединенных Наций.
В намерениях США «купить» арабские страны, которые, за исключением Саудовской Аравии, будут, естественно, сопротивляться такому варианту решения палестинского вопроса, откровенно просматривается не «Трамп – президент», а «Трамп – бизнесмен». Поэтому ставка сделана на финансово-экономическую составляющую, оформленную в виде очередного «плана Маршалла», но только для Ближнего Востока и во многом за счет американских арабских союзников из ССАГПЗ. США уже запросили у арабских монархий Персидского залива около $1 млрд на инфраструктурные проекты в Палестине, в том числе в секторе Газа. Речь идет, в частности, о создании зоны свободной торговли на Синае, где будут запущены пять крупных промышленных проектов, на которых будут задействованы рабочие из Газы. Обсуждается также строительство порта, электростанции и аэропорта.
При этом у власти в секторе Газа якобы сможет остаться радикальное движение «ХАМАС». Более того, США в обмен на разоружение «ХАМАС-а» готовы сами финансировать часть проектов. Реализацию проектов в секторе Газа без «ХАМАС-а» просто невозможно представить. Но тут другой вопрос: действительно ли Вашингтон готов иметь дело с движением, которое считает террористическим. Да и трудно представить, что «ХАМАС», являющийся палестинской ветвью «Братьев-мусульман», согласится сложить оружие.
Для палестинцев, как Газы, так и на Западном береге, неприемлемы любые компромиссы по Восточному Иерусалиму и вопросу палестинских беженцев. Схожей позиции придерживаются и лидеры ряда арабских стран, в т.ч. «умеренных», включая Иорданию и Египет. Именно последние попросили американцев пока не обнародовать план, так как это может привести к резкому обострению внутриполитической ситуации в их странах. Арабская улица просто не готова к уступкам, которые могут быть предложены США.
В принципе, в этом плане нет ничего нового, многие из его элементов так или иначе звучали и раньше в ходе разных переговоров, в том числе и в рамках арабской инициативы. Другой вопрос, что из этого реализуемо. Налицо «наивность» американцев и их традиционное непонимание региона, которое видно в попытках предложить новый «план Маршалла» для сектора Газа. Если в плане будет идти речь об экономической помощи сектору Газа, пока там остается у власти движение «ХАМАС», то это только усилит экстремистов и ослабит тех, кто воюет с ними многие годы, включая сам Израиль. Исключать из диалога палестинские власти на Западном берегу неконструктивно. Любая инициатива, которая не включает интересы палестинцев, заранее обречена на провал. Более того, речь не только о палестинцах, но и израильтянах, например, из правого лагеря. То, что для палестинцев может оказаться слишком мало, для них будет слишком много. По данным опроса, проведенного недавно Институтом демократии Израиля, 74% израильтян считают шансы «сделки века» на успех низкими или очень низкими. В любом случае окончательного плана еще нет. Остается слишком много нюансов, которые нужно учесть.
Кроме того, нельзя забывать и то, что завершение арабо-израильского конфликта зависит и от решения вопроса с сирийскими Голанскими высотами. Пока идет сирийская война, а в Сирии, Ливане и Иордании проживают сотни тысяч палестинских беженцев, никакого мира на Ближнем Востоке не будет. Никакие «сделки» не сработают. И никакие волшебные палочки тоже, даже если сам Трамп – умелый фокусник. Сначала надо решить вопрос с Иерусалимом с учетом интересов даже не столько палестинского народа, но и всех арабов, решить вопрос с Голанами, создать независимое палестинское государство со всеми его полноценными атрибутами, а не в виде израильской полуколонии, а уже потом ставить вопрос об экономическом процветании региона и безопасности Израиля. В Израиле это понимают многие, в арабском мире почти все, за исключением явно «нестандартного», если не чудаковатого саудовского наследного принца Мухаммеда бин Сальмана, в России тоже нет иллюзий. Но они есть у Трампа, который наступает на грабли везде, куда он лезет, будь то Ближний Восток, Иран, Украина или Евросоюз. Не все решается в стиле бизнес-сделок. А Трампу, его зятю Кушнеру и их команде явно не хватает исторических знаний и понимания ближневосточного менталитета. Невежество, к сожалению, слишком давно и часто присуще ведущим американским политикам, оказавшимся на вершине власти. Отсюда и Ирак с Сирией, и Ливия с Йеменом. Наломать дров, уничтожив миллионы людей, как во Вьетнаме и Ираке, а потом публично каяться и сожалеть – это в стиле нации, которая считает себя мировой мессией.
Петр Львов, доктор политических наук, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».