Евразийская интеграция и развитие отношений со странами Азии – важные повестки современной российской политики. Один из плацдармов для решения этих вопросов – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в котором состоят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Через эту организацию РФ наращивает сотрудничество с многочисленными азиатскими странами, которые могут стать для России чрезвычайно перспективными экономическими партнерами.
Значительных успехов ЕАЭС (а значит, и РФ) достиг в сотрудничестве с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Среди наиболее впечатляющих достижений можно отметить создание зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, который является одним из самых успешных и влиятельных членов АСЕАН. Соответствующий договор вступил в силу в 2016 г.
Также интерес к созданию ЗСТ с ЕАЭС проявили Индонезия и Таиланд. Однако с этими странами еще предстоят длительные переговоры, а в ближайшем времени ЕАЭС может подписать подобный договор с известным «азиатским тигром» – Республикой Сингапур.
Консультации по этому вопросу ведутся уже несколько лет. В мае 2016 г. правительством Сингапура и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК, регулирующий орган ЕАЭС) был подписан меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым стороны решили сотрудничать в вопросах экономической интеграции и устранения торговых барьеров. В октябре 2016 г. ЕАЭС и Сингапур подписали заявление о начале работы совместной рабочей группы по исследованию целесообразности соглашения о ЗСТ. Официальные переговоры о создании ЗСТ начались летом 2017 г. К концу мая 2018 г. состоялось уже три раунда переговоров, однако многие вопросы сторонам еще предстоит обсудить. В таком деле поспешность неприемлема. Как ЕАЭС, так и Сингапур собираются заключить договор на наиболее выгодных условиях. Ожидается, что сроки завершения переговоров станут известны ближе к осени 2018 г.
Тем не менее сам факт переговоров и работа исследовательской группы уже немало способствовали развитию экономического сотрудничества между ЕАЭС и Сингапуром. Так, в 2017 г. товарооборот между Сингапуром и странами ЕАЭС превысил $4,6 млн, что почти на 90% больше, чем в 2016 г.
В мае 2018 г. состоялось второе заседание совместной рабочей группы по взаимодействию между ЕЭК и правительством Сингапура. Основными темами обсуждения стали развитие торговли, экономического сотрудничества, цифровой экономики и возможное создание ЗСТ. Представители ЕАЭС заявили о желании развивать взаимодействие как с Сингапуром, так и с другими членами АСЕАН. Сингапурская сторона, в свою очередь, выразила готовность помогать диалогу между ЕАЭС и АСЕАН.
В конце мая 2018 г. своими соображениями на тему возможного создания ЗСТ ЕАЭС-Сингапур поделился со СМИ министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его мнению, такая ЗСТ могла бы стать значительным стимулом для взаимного товарооборота, обмена капиталовложениями и технологиями между участвующими государствами и привела бы к формированию качественно новой торгово-инвестиционной среды.
По словам представителей ЕЭК, следующий раунд переговоров о ЗСТ между ЕАЭС и Сингапуром состоится в июне 2018 г.
Помимо блока АСЕАН, ЕАЭС активно взаимодействует с другими странами Азии. В мае 2018 г. в столице Казахстана Астане страны Союза подписали временное соглашение о ЗСТ с Исламской Республикой Иран. Стороны отменили или снизили ввозные таможенные пошлины на целый ряд товаров, согласовали механизм решения споров, приняли решение о создании совместного комитета с участием высокопоставленных представителей участвующих стран. Срок временного соглашения составляет три года. Сообщается, что это первый шаг на пути к созданию постоянной ЗСТ. Однако для постоянного соглашения требуются длительные и тщательные переговоры, которые будут вестись в течение срока действия временной ЗСТ.
Решение Ирана подписать временное соглашение может быть продиктовано сложным положением, в котором эта страна оказалась из-за намерения США расторгнуть соглашение по иранской ядерной программе и ввести новые антииранские санкции. Скорейшее создание ЗСТ с ЕАЭС, пусть даже временное, может оказать существенную поддержку иранской экономике, находящейся под угрозой новых американских ударов. Уже сейчас товарооборот Ирана со странами ЕАЭС составляет около $2,7 млрд. Ожидается, что благодаря временной ЗСТ эта цифра значительно возрастет в ближайшие месяцы.
Еще один крупный партнер ЕАЭС в Азии – Китай. КНР также серьезно озабочена вопросом евразийской экономической интеграции. В 2018 г. исполняется пять лет выдвижению китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), призванной объединить ключевые транспортные маршруты Евразии и создать на ее территории единое экономическое пространство. Китайский проект удачно сочетается с проектами ЕАЭС. В мае 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин подписали соглашение о сопряжении ЭПШП и ЕАЭС.
Летом 2016 г. между Китаем и ЕАЭС начались длительные переговоры по торгово-экономическому сотрудничеству. В октябре 2017 г. министр коммерции КНР Чжун Шань и министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина подписали совместное заявление о завершении этих переговоров. Сообщалось, что достигнутое соглашение имеет огромное значение как для Китая, так и для стран-участниц ЕАЭС, и что оно поможет начать сокращение торговых барьеров, увеличение государственного содействия торговле и создание благоприятной среды для промышленного развития.
Сейчас руководство ЕАЭС готовится к переговорам по созданию ЗСТ еще с целым рядом государств, среди которых такие важные игроки на мировом рынке, как Израиль и Индия. Следует отметить, что за три года своей работы ЕАЭС достиг впечатляющих успехов. Все упомянутые события могут значительно усилить торговлю и экономическое развитие на территории всего Евразийского континента и привести к созданию прочного фундамента для евразийской экономической интеграции. Нельзя не отметить также стабилизирующую роль этих процессов. Например, вовлечение в единую экономическую зону таких давних конкурентов, как Китай и Индия, может положительно сказаться на спокойствии всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».