EN|FR|RU
Социальные сети:

Стратегическое партнерство России и Индонезии в АТР

Дмитрий Бокарев, 16 июня

1352239302

Россия уже давно и активно укрепляет свои позиции в Юго-Восточной Азии (ЮВА), развивая сотрудничество со странами-членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в том числе с Индонезией.

Республика Индонезия (РИ) – страна, отличающаяся целым рядом уникальных особенностей. Это самое крупное в мире островное государство, омываемое водами как Индийского, так и Тихого океана. РИ лежит на стратегически важном участке морского пути между Европой и Азией: индонезийский остров Суматра вместе с Малайским полуостровом образует Малаккский пролив, через который осуществляется до четверти всех морских грузоперевозок в мире. Кроме того, Индонезия известна как страна с самым большим в мире мусульманским населением, что облегчает связи в исламском мире. Таким образом, сотрудничество с РИ по целому ряду факторов выгодно России само по себе, даже вне контекста сотрудничества с АСЕАН в целом.

Россию и Индонезию связывают дружественные отношения еще со времен СССР. Советско-индонезийские дипломатические отношения были установлены в 1950 г. Советский Союз предоставил молодому индонезийскому государству крупные кредиты на развитие. В 1950-1960-е гг. СССР активно снабжал индонезийскую армию оружием и военной техникой, поставив в РИ десятки боевых кораблей, подводные лодки, самолеты и вертолеты, танки, ракеты и снаряды на сумму более $1 млрд. Кроме того, с конца 1950-х гг. в РИ побывало несколько тысяч советских военных, обучавших индонезийских коллег использовать полученные вооружения. Поддержка СССР в 1960-е гг. помогла Индонезии выйти победителем из территориального спора со своей бывшей метрополией Голландией. Несмотря на поддержку других стран Запада, Голландия была вынуждена уступить РИ часть острова Новая Гвинея.

После военного переворота и смены власти в РИ в 1965 г. отношения Индонезии и СССР пережили длительный спад. В конце 1980-х гг. начался новый подъем, однако последовавший вскоре распад СССР вновь привел к снижению активности сотрудничества. Восстанавливать взаимодействие в полном объеме Россия и Индонезия начали в 1990-х гг.

В 2003 г. Индонезия и РФ подписали Декларацию об основах дружественных и партнерских отношений в XXI в. После этого стороны не раз обменивались визитами на высочайшем уровне и продолжали укреплять сотрудничество в различных сферах, таких как сельское хозяйство, туризм, образование, наука и техника, инфраструктурное строительство, освоение космоса, добыча полезных ископаемых, энергетика и безопасность. Активно растет взаимный товарооборот. В 2017 г. он составил более $3,2 млрд, что превышает показатель 2016 г. более чем на 25%. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между Индонезией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), одним из ключевых участников которого является РФ.

Особого внимания заслуживает сотрудничество двух стран в сфере военных технологий и безопасности. Россия и Индонезия ведут активный диалог по противодействию терроризму и пиратству в регионе. Несколько раз они провели совместные военные учения, направленные на отработку навыков решения этих проблем. В 1997 г. снова начались крупные стабильные поставки российского оружия и военной техники в РИ. В 2007 г. РФ и РИ подписали долгосрочный контракт о поставках российских вооружений индонезийским ВС. Вскоре после этого, в 2008 г. РФ предоставила РИ кредит на покупку своих вооружений в размере свыше $1 млрд. Сейчас Россия, как и в советские времена, является для Индонезии главным поставщиком военной техники.

В августе 2017 г. РФ и РИ подписали соглашение, описывающее условия будущего контракта по приобретению Индонезией партии российских многоцелевых истребителей Су-35. В соответствии с документом Россия готова предоставить РИ 11 самолетов на сумму более $1 млрд. Часть этой суммы Индонезия намерена оплатить деньгами, а часть – сырьевой продукцией, такой как чай, кофе и пальмовое масло. Обе стороны довольны условиями сделки и готовятся к заключению финального контракта.

В том же месяце состоялась встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и главы индонезийского МИД Ретно Марсуди, в результате которой было принято решение усилить контакты спецслужб РФ и РИ для борьбы с международной террористической исламистской группировкой ДАИШ (запрещена в РФ).

Известно, что сотрудничество в вопросах обороны и военных технологий свидетельствует о высоком уровне доверия между двумя государствами. Если это так, то длительность и объем российско-индонезийского взаимодействия в этих сферах говорят об огромном взаимопонимании между РФ и РИ.

В декабре 2017 г. в индонезийском аэропорту Биак совершили посадку два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС, совершавшие длительное патрулирование над нейтральными водами Тихого океана. Многие эксперты посчитали это событие сигналом о выходе российско-индонезийского сотрудничества на новый уровень, который Россия и Индонезия послали всему миру. Кроме того, это свидетельствует об укреплении российского присутствия в ЮВА.

13 марта 2018 г. состоялась новая встреча С. Лаврова и его индонезийского коллеги Р. Марсуди. По словам российского министра, переговоры были конструктивными и затронули широкий спектр двусторонних вопросов, а также дела, имеющие международный и региональный характер. Также он сообщил, что в ходе встречи была отмечена готовность РФ и Индонезии вывести свое сотрудничество на уровень стратегического партнерства, и что стороны уже ведут работу над соответствующей декларацией.

Несомненно, российско-индонезийские отношения имеют большое значение для всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Будучи крупной и мощной державой, которой принадлежит западное побережье Малаккского пролива, Индонезия получает немалые дивиденды от регионального судоходства. Однако на нее (наряду с Малайзией и Сингапуром, которые тоже расположены на берегах пролива) также ложится ответственность за поддержание безопасности этого морского пути, который является главной морской магистралью планеты.

С давних времен большую проблему в регионе представляет пиратство. Также в последние годы некоторые специалисты говорят о росте террористической угрозы в Малаккском проливе. Под предлогом заботы о безопасности судоходства взять Малаккский пролив под контроль мечтают США. Еще в 2004 г. Америка получила резкий отказ от Индонезии и Малайзии в ответ на предложение разместить в проливе своих военных. Сейчас, в период значительного обострения противостояния США и Китая за доминирование в АТР, значение Малаккского пролива возросло еще больше. Как Америка, так и КНР мечтают увидеть в нем свои ВМС. При этом Индонезия, Малайзия и Сингапур решительно отстаивают свои территориальные воды. К счастью, о вооруженном противостоянии речи нет, однако оснащение индонезийских ВС современной российской техникой и подготовка индонезийских военных российскими инструкторами вносят значительный вклад в спокойствие РИ и всего региона. В свою очередь, благодаря оборонному сотрудничеству с такими странами, как Индонезия, Индия, Лаос и Вьетнам, РФ также становится значительной силой в АТР и занимает выгодные позиции в районах, стратегически важных для всей мировой торговли и транспортного сообщения.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».