Россия и Индия – давние партнеры, имеющие богатую историю взаимовыгодного сотрудничества. Обе страны обладают большим торговым потенциалом. Однако российско-индийское торгово-экономическое сотрудничество пока нельзя назвать очень активным. Такая ситуация не устраивает обе стороны, и сейчас Россия и Индия ведут работу по развитию своих экономических отношений.
Уже много лет две страны сотрудничают в таких важнейших сферах, как оборонная промышленность, атомная энергетика и космические технологии. Однако общие суммы взаимной торговли пока сравнительно невелики. Более того, в течение последних нескольких лет объемы торговли начали снижаться, вынудив руководство России и Индии уделить этому вопросу особое внимание. Благодаря совместным усилиям в 2017 г. наконец-то начался уверенный рост. В период январь-ноябрь 2017 г. российско-индийский товарооборот превысил $8 млрд, это более чем на 21% больше товарооборота за аналогичный период 2016 г.
2018 г. также начался успешно – товарооборот за январь 2018 г. превысил аналогичный показатель 2017 г. на 55%. Ожидается, что рост будет продолжаться, и в 2018 г. российско-индийская торговля побьет планку $10 млрд. Однако, по мнению российских и индийских экспертов, эти цифры могли бы быть значительно выше, если бы потенциал российско-индийской торговли был раскрыт полностью.
В марте 2018 г. СМИ сообщили о встрече министра экономического развития РФ Максима Орешкина и индийского министра торговли и промышленности Суреша Прабху. Во время переговоров министры обсудили различные барьеры, препятствующие экономическому сотрудничеству России и Индии. Такие барьеры обнаружились в финансовой сфере, в таможенном законодательстве и в ряде других областей. В результате был принят план по устранению препятствий, в случае успешной реализации которого российско-индийский товарооборот может достичь $30 млрд к 2025 г.
Еще одним важным шагом для развития торговых отношений России и Индии может стать создание зоны свободной торговли между Индией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в котором РФ играет ведущую роль. В январе 2018 г. в Нью-Дели прошли предварительные консультации представителей ЕАЭС и индийского руководства. Ожидается, что до конца 2018 г. стороны перейдут к полноценным переговорам.
Если крупномасштабное сотрудничество по широкому спектру товаров и услуг России и Индии еще только предстоит, то в таком сегменте, как военные технологии, оно уже давно на высоте. Индия давно является крупным покупателем российской военной техники. Успешно развивается совместный российско-индийский ракетный проект «БраМос». Среди последних новостей военно-технического сотрудничества двух стран следует отметить желание Индии приобрести российские системы ПВО С-400 «Триумф». Ожидается, что соответствующий контракт будет подписан в течение 2018 г.
Также Индию интересуют российские технологии мирного назначения. Например, в феврале 2018 г. был подписан меморандум о сотрудничестве между «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК, РФ) и крупнейшей индийской судостроительной компанией Cochin Shipyard Limited. В соответствии с документом, стороны намерены совместно проектировать и строить современные суда для внутренних водных путей и каботажных перевозок. Перечень плавсредств, которые будут совместно строить российская и индийская компании, включает танкеры, сухогрузы, пассажирские корабли и суда на воздушной подушке. Также ОСК может принять участие в строительстве судостроительной и судоремонтной инфраструктуры в индийском штате Андхра-Прадеш.
Также Россия и Индия рассматривают еще множество совместных проектов, связанных с нефтяной промышленностью, авиацией, электроникой, фармацевтикой, компьютерными технологиями. Их обсуждением занимается рабочая группа по приоритетным инвестиционным проектам, созданная при российско-индийской межправительственной комиссии несколько лет назад. Очередное заседание группы состоялось в сентябре 2017 г. Среди обсуждавшихся вопросов было скорое открытие Центра подготовки специалистов в области энергетического и тяжелого машиностроения, который должен начать работу в Индии в 2018 г. Создание Центра – результат совместной работы российского научно-производственного объединения «ЦНИИТМАШ» и индийской корпорации Heavy Engineering Corporation Ltd.
Помимо рабочей группы по инвестиционным проектам, существуют также российско-индийские рабочие группы по науке и технологиям, фармацевтике, туризму и культуре, энергетике, по стимулированию расчетов в национальных валютах и др.
Несмотря на работу официальных лиц, совершенствование законодательства и контакты деловых кругов, основной проблемой, препятствующей российско-индийской торговле, является географический фактор. У России и Индии нет сухопутной границы, между ними лежат просторы Китая и Центральной Азии. Большая часть (более 80%) перевозок между двумя странами осуществляется по морскому маршруту, берущему начало в Санкт-Петербурге и идущему через Суэцкий канал. Это долгий и сложный путь, который вряд ли позволит реализовать весь потенциал российско-индийской торговли, какие бы льготные условия две страны друг для друга ни создали. Поэтому главным шагом на пути к полномасштабному торговому сотрудничеству между Россией и Индией можно назвать создание международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», над которым совместно работают РФ, Индия, Иран и Азербайджан.
Проект МТК подразумевает создание протяженной сети автодорог и железнодорожных путей, соединяющих Россию и Иран. Одна ветвь идет из РФ в Иран через территорию Азербайджана, другая прерывается у Каспийского моря, в порту Астрахань. Там груз переваливается на морской транспорт и следует до иранского побережья, после чего вновь попадает на железную дорогу. Третья ветвь идет через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. Пройдя территорию Ирана, эти сухопутные дороги должны закончиться на берегу Персидского залива, в порту Бендер-Аббас, от которого рукой подать до крупнейшего индийского порта Мумбаи. Таким образом, МТК «Север-Юг» должен сократить морской участок пути между Россией и Индией до минимума.
Работа над проектом ведется уже не первое десятилетие, интерес к МТК то затухал, то появлялся вновь. Наконец, в последние годы страны-участницы активизировали свои усилия, и проект «Север – Юг» стал стремительно приближаться к реализации. Близится к завершению самая удобная с точки зрения логистики ветвь МТК, идущая через территорию Азербайджана. После ввода в эксплуатацию оставшихся 180 км железной дороги между Ираном и Азербайджаном между этими странами и Россией установится прямое железнодорожное сообщение. А значит, значительно усилится и сообщение России с Индией.
Можно сделать вывод, что Россия и Индия ведут серьезную работу над развитием экономического сотрудничества. Учитывая огромный потенциал обеих стран, можно ожидать, что в скором времени их работа даст весьма ощутимые результаты.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».