Серьезные экологические проблемы, с которыми столкнулся Китай в последнее десятилетие, вынудили его реформировать свою энергетическую промышленность. Одним из главных изменений стал масштабный переход с угля на более экологичный вид углеводородного топлива – природный газ. Решение КНР оградить свою атмосферу от продуктов сжигания угля, заменив его на газ, который сгорает практически полностью, не оставляя после себя вредных веществ, оказалось выгодным для стран-экспортеров природного газа, в том числе для России.
Экологическая обстановка в Китае уже давно угрожает жизни и здоровью ее граждан. Заводы и теплоэлектростанции закрывают небо наиболее индустриализированных районов страны густым смогом. Доходит до того, что плохая видимость на дорогах из-за смога становится причиной автомобильных аварий. На этих территориях регистрируется значительная смертность от заболеваний, связанных с поражением дыхательной системы и отравлением вредными веществами.
Ситуация потребовала от китайских властей радикальных действий. В марте 2017 г. были закрыты все угольные станции в Пекине и прилегающих к нему местностях. Так, в провинции Хэбэй прекратило работу более 33 тыс. объектов. Такие решительные меры привели к возникновению топливного дефицита. Для возмещения потерь китайской энергетике требуются огромные объемы природного газа.
Китай имеет собственные газовые месторождения, которые активно осваивает. В 2017 г. КНР добыла более 147 млн кубометров газа, что на 8,5% больше добычи 2016 г. Однако этого количества для китайской энергетики недостаточно. Значительные объемы приходится покупать из-за рубежа.
Самый дешевый способ доставить природный газ из одной страны в другую – использовать газопровод. Однако строительство газопровода – сложное и затратное дело, которое может быть осложнено рельефом местности. Кроме того, когда трубопровод уже построен, он может быть разрушен стихийным бедствием или в результате диверсии, или просто перекрыт в случае осложнения отношений между странами, по территории которых он проходит.
Например, сейчас Китай получает трубопроводный газ из Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и Мьянмы. Несмотря на дружественные отношения с этими странами, КНР не может быть до конца уверена в безопасности своих поставок. Во всех упомянутых странах существует определенный уровень террористической угрозы, связанный с деятельностью различных экстремистских организаций. Гораздо более безопасным с этой точки зрения обещает стать строящийся российский трубопровод «Сила Сибири», по которому газ будет доставляться из РФ в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако он начнет работу не раньше 2019 г.
Чтобы обеспечить свою энергетическую безопасность такому крупному импортеру, как Китай выгодно покупать газ не только у разных стран, но и в разной форме. Так, значительно увеличился интерес КНР к сжиженному природному газу (СПГ). СПГ перевозится по морю на специальных танкерах. Такой способ доставки газа дороже, чем трубопроводный, однако он имеет свои преимущества. Главное из них – возможность обходиться без трубопровода.
В 2017 г. Китай импортировал более 94 млрд кубических метров природного газа, и впервые более 50% этого объема (около 52 млрд кубометров) пришлось на СПГ. По объему приобретенного СПГ КНР в 2017 г. стала вторым в мире импортером этого товара после Японии, потеснив Республику Корея. Ожидается, что в ближайшие годы Китай будет наращивать импорт СПГ. При этом другие крупнейшие потребители этого энергоносителя — Япония, Республика Корея и Тайвань — также нарастили импорт СПГ в 2017 г. Можно предположить, что в ближайшее время спрос на СПГ будет только расти, и все его возможные поставщики могут смело предлагать свой товар на мировом рынке, не опасаясь сбить цены.
В сложившейся ситуации ни один поставщик СПГ для КНР и других упомянутых стран не будет лишним. Сейчас большую часть СПГ КНР покупает у Австралии, Катара и Малайзии. Также производством и продажей СПГ намерены заняться США, и их основной целью также могут стать страны АТР. Однако по ряду причин многие эксперты считают, что наибольшие перспективы на китайском рынке имеет СПГ из России.
Переход Китая на природный газ совпал по времени с развитием российского проекта «Ямал СПГ», связанного с добычей, сжижением и продажей природного газа с Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения (Ямало-Ненецкий автономный округ, РФ). Основным акционером компании «Ямал СПГ» является российская газовая компания «Новатэк», однако в 2014 г. 20% акций было приобретено Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Еще 9,9% акций приобрел китайский Фонд «Шелкового пути» в 2015 г.
В декабре 2017 г. начал работу завод «Ямал СПГ» по сжижению газа. Первая запущенная линия имеет мощность 5,5 млн тонн в год (одна тонна СПГ примерно соответствует 1,4 тыс. кубических метров природного газа). В 2018-2019 гг. планируется ввести в эксплуатацию еще две производственные линии. В 2018 г. российский СПГ начнет поставляться в Китай.
Есть мнение, что через какое-то время Россия может стать ведущим поставщиком СПГ в КНР, а также в странах Юго-Восточной Азии. Это связано с целым рядом причин.
Во-первых, на полуострове Ямал и в Западной Сибири находятся гигантские месторождения природного газа, входящие в число крупнейших в мире. Доказанные объемы природного газа Южно-Тамбейского месторождения, на базе которого реализуется проект «Ямал СПГ», составляют 926 млрд кубометров. При этом в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) есть еще множество газовых месторождений. Всего на территории этого субъекта РФ сосредоточено около 20% всех известных мировых запасов природного газа. Помимо проекта «Ямал СПГ», «Новатэк» сейчас работает в ЯНАО над проектами «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-2» и «Арктик СПГ-3». Таким образом, РФ располагает достаточным количеством ресурсов, чтобы стать крупным поставщиком газа в КНР. Близость завода по сжижению природного газа к его месторождениям сказывается на стоимости доставки сырья на переработку, а следовательно, и на конечной стоимости продукции.
Во-вторых, импорт газа из ЯНАО для КНР выгоден с точки зрения логистики. Проект «Ямал СПГ» предусматривает не только добычу и переработку, но и доставку газа покупателям. В рамках проекта идет работа по созданию транспортной инфраструктуры. Ее важными элементами являются арктический порт Сабетта и международный аэропорт Сабетта на восточном берегу полуострова Ямал, вблизи Южно-Тамбейского месторождения и завода по производству СПГ. Кроме того, «Новатэк» намерен построить перевалочный терминал для СПГ на полуострове Камчатка. Это поможет создать эффективную логистическую цепочку по доставке СПГ во все районы АТР. Камчатка находится близко к Китаю, Корее и странам Юго-Восточной Азии, но еще ближе – к Японии. Так что Стране восходящего солнца также было бы выгодно приобретать большие объемы СПГ у России.
Таким образом, благодаря разработке месторождений ЯНАО и развитию производства СПГ, Россия в скором времени может стать ведущим поставщиком этого продукта в АТР. СПГ является более технологичной и дорогостоящей продукцией, чем трубопроводный газ. Поэтому «Ямал СПГ» и другие схожие проекты, а также выход российского СПГ на рынок КНР являются большим шагом вперед для всей газовой отрасли РФ.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».