EN|FR|RU
Социальные сети:

США-КНДР: период конструктивного общения

Константин Асмолов, 19 декабря

413213231

После того как США торпедировали итоги Совместного заявления 2005 года, переговорный процесс снова встал. В этих условиях северокорейцы пошли ва-банк: Ким Чен Ир намеревался заставить Соединенные Штаты воспринимать себя как равного по статусу члена ядерного клуба с тем, чтобы Америка снова перешла от имитации переговоров, являющихся на самом деле давлением, к настоящему переговорному процессу, предусматривающему поиск решений на основе взаимных уступок.

Так называемый ракетный кризис КНДР начался с того, что 4 июля 2006 года КНДР запустила серию (по разным источникам от семи до десяти) ракет малой и средней дальности. Большая часть ракет упала в нейтральные воды, причем о квадрате, в котором они упадут, северяне или не предупредили вообще, или предупредили в самый последний момент. Хотя никто не пострадал, это вызвало довольно резкую реакцию международного сообщества, в том числе России и Китая, которые предприняли ряд демонстрационных шагов, направленных на то, чтобы в будущем таких казусов не было.

Одна из ракет упала на территории двухсотмильной российской экономической зоны, что стало поводом для появления фальшивки, запущенной японской правоконсервативной газетой «Санкэй симбун» и размножена российскими либеральными СМИ, не понимающими разницы между экономической зоной и территориальными водами. В результате автору неоднократно пришлось опровергать утверждение о том, что обломки ракеты упали вблизи Находки, чуть не спровоцировав экологическую катастрофу из-за ядовитого ракетного топлива.

После этого КНДР немедленно обвинили в том, что она нарушила взятое на себя в 1999 г. обязательство не проводить испытательных запусков межконтинентальных баллистических ракет, хотя указанный мораторий:

  • касался запуска и разработок именно баллистических ракет, а не ракет малой и средней дальности,
  • был джентльменским соглашением, а не официально ратифицированным и подписанным документом,
  • северяне неоднократно говорили о том, что мораторий будет действовать, пока с США идет конструктивный диалог.

3 октября 2006 года МИД КНДР заявил о намерении Северной Кореи «провести ядерное испытание при условии, что безопасность его будет надёжно гарантирована». В качестве обоснования было заявлено об угрозе ядерной войны со стороны США и экономических санкциях, имеющих целью удушение КНДР. Само испытание состоялось 9 октября 2006 г., но мощность взрыва была невелика и составила около 0,5 кт. Из-за этого высказывалось подозрение, что взрыв либо не был ядерным вовсе, либо во время испытания что-то пошло не так, и речь может идти не о готовой бомбе, а об устройстве, уровень которого еще очень далек от применения в военных целях. Но 25 октября 2006 г. специалисты Республики Корея зафиксировали в атмосфере в районе демилитаризованной зоны наличие следов газа ксенона, выделяющегося при взрывах такого рода, и факт испытания был документально подтвержден. Также в открытые источники попала сейсмограмма, подтверждавшая, что взрыв действительно ядерный.

Эффект от взрыва был двояким. С одной стороны, 14 октября 2006 года была принята резолюция СБ ООН № 1718, от которой можно отсчитывать начало санкционного режима, направленного на ликвидацию ракетно-ядерной программы КНДР. От Севера потребовали, чтобы «КНДР не производила никаких новых ядерных испытаний или запусков баллистических ракет», вернувшись к объявленному мораторию, а также «немедленно отозвала свое заявление о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия» и вообще пошла бы на американские условия полного, необратимого и проверяемого отказа от ядерной программы, а равно «от всех других существующих видов оружия массового уничтожения и программы по баллистическим ракетам».

Автор обращает особое внимание на запрет на пуски баллистических ракет, — такая широкая формулировка перекрывала Северу возможности запускать ракеты любого типа, — не только военного, но и мирного назначения. При том что ООН гарантирует всем странам право на мирное освоение космоса.

С другой стороны, «подтвердившая» свой ядерный статус КНДР продемонстрировала контрпродуктивность политики угроз по отношению к ней. США и КНР увеличили активность на переговорах и вплоть до конца 2008 г. они развивались весьма конструктивно. К этому добавились изменения внутриполитической обстановки в США, где ушли со своих постов такие ястребы, как министр обороны Д. Рамсфельд и представитель США в ООН Дж. Болтон. Кристофер Хилл, который ранее жаловался на то, что ему «выкручивают руки инструкциями из Центра», получил гораздо большую свободу действий. Нельзя не отметить и усилия российских и китайских дипломатов, а также – действия Южной Кореи, специалисты которой провели самостоятельное расследование в отношении замороженных северокорейских счетов, и его результат показал, что 16 млн долларов из 24-х, безусловно, получены законным путем.

Второй этап пятого раунда шестисторонних переговоров прошел 18-23 декабря 2006 г. и закончился безрезультатно, упершись в вопрос об урегулировании проблемы финансовых санкций США в отношении Северной Кореи. Раунду предшествовали двусторонние и многосторонние контакты представителей стран-участников, но, невзирая на продемонстрированное желание договариваться, северокорейцы заявили, что пока необоснованные санкции не будут сняты, переговоры не имеют смысла.

16-18 января 2007 г. в Берлине в позитивной атмосфере прошли корейско-американские переговоры, участники которых выработали План первоначальных действий по претворению в жизнь Совместного заявления от 19 сентября 2005 г. Стороны договорились, что КНДР в короткий срок останавливает и опечатывает ядерные объекты в Ёнбёне, включая завод по переработке отработанных топливных стержней, и приглашает сотрудников МАГАТЭ для осуществления необходимых проверок и мониторинга. Кроме того, КНДР взяла на себя обязательство обсудить с другими сторонами список всех своих ядерных программ.

Третий этап пятого раунда шестисторонки прошел 8-13 февраля 2007 г. в Пекине и ознаменовался подтверждением КНДР своих обязательств, данных на двусторонних переговорах выше. В обмен на это КНДР должна была получить экономическую, энергетическую и гуманитарную помощь в эквиваленте до одного миллиона тонн топочного мазута, включая первые поставки в эквиваленте 50 тысяч тонн. Было также согласовано создание пяти рабочих групп: по денуклеаризации Корейского полуострова; экономическому и энергетическому сотрудничеству; механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии; по нормализации двусторонних отношений КНДР с США и Японией.

19-22 марта 2007 г. прошел первый этап шестого раунда переговоров. Диалог снова был прерван, но уже по техническим причинам. Хотя формально арестованные деньги перестали считать криминальными, ни один банк не решался их забрать и перевести в КНДР, опасаясь попасть в черный список. Проблему решила Россия через свои банковские структуры.

Второй этап шестого раунда прошел 27-30 сентября 2007 г. Был одобрен документ «О втором этапе осуществления Совместного заявления» (от 19 сентября 2005т.). Согласно документу, КНДР должна была до 31 декабря 2007 года вывести из строя свои ядерные объекты в Ёнбёне – действующий ядерный реактор мощностью 5 МВт, радиохимическую лабораторию и завод по переработке ядерного топлива.

Единственной текущей проблемой была позиция Японии, которая отказалась выполнить свою часть поставок топлива, сославшись на нерешенную «проблему похищенных», не имеющую никакого отношения к ядерному вопросу. Хотя подобное обструктивное поведение было откровенным срывом договоренности и вызвало критику не только у КНДР, в целом это сошло Японии с рук.

Тем не менее 26 июня 2008 г. КНДР передала Китаю 4000 страниц документации по своей ядерной программе, а на следующий день, 27 июня, взорвала градирню (охладительную башню) реактора в Ёнбёне. Этот шаг, однако, не был воспринят только как необратимое действие, иллюстрирующее желание Северной Кореи решить проблему и идти на уступки. Активно муссировалось мнение о том, что реактор решили разобрать под присмотром иностранных специалистов не из доброй воли, а потому, что из-за нестабильной работы (в условиях меняющейся политической конъюнктуры реактор то запускали, то приостанавливали) возник риск техногенной катастрофы.

10-12 июля 2008 г. на встрече глав делегаций была заверена схема механизма верификации, который должен был включать в себя посещение ядерных объектов, изучение документов, консультации с техническим персоналом. К концу 2008 г. КНДР обязалась завершить ведущийся под присмотром инспекторов МАГАТЭ и американских экспертов демонтаж объектов в Ёнбёне, а остальные участники процесса – поставить Северной Корее 1 млн тонн топлива для ТЭЦ и оказать другую экономическую помощь.

Мазут, правда, полностью не поставили. Полностью выполнили свои обязательства (по 200 тыс. т) только Россия, Китай и США. Япония, как было отмечено выше, отказалась участвовать в этой программе вовсе под предлогом нерешенности «проблемы похищенных», а новая администрация РК, где к власти пришли консерваторы, обусловила завершение поставок собственной доли мазута дополнительными требованиями.

Впрочем, тенденция к выдвижению новых требований, выходящих за рамки достигнутых договоренностей, появилась и у США. Например, Вашингтон с лета 2008 г. стал пытаться обусловить выполнение собственных обязательств, включенных в программу второго этапа денуклеаризации (таких как исключение КНДР из списка стран, поддерживающих международный терроризм), дополнительными требованиями к Пхеньяну. Вашингтон, Токио и Сеул стали настаивать на осуществлении инспекций и проверок ядерных объектов КНДР немедленно, хотя вопросы верификации во второй этап не включались, поскольку в соответствии с ранее достигнутым взаимопониманием полагалось, что верификационное досье станет предметом третьего этапа денуклеаризации. Впрочем, в итоге свою часть обязательств США выполнили.

8-11 декабря 2008 г. в Пекине прошел очередной раунд переговоров глав делегаций «шестерки», главной темой которого опять-таки стала верификация сворачивания ядерных программ КНДР, а главной проблемой – разногласия Пхеньяна и Вашингтона относительно конкретики. США настаивают на том, чтобы процесс верификации включал в себя взятие проб на ядерных объектах в Ёнбёне, однако КНДР заявляла, что поскольку в предыдущих договоренностях такого пункта нет, она это условие выполнять не будет. Пхеньян неоднократно указывал, что опережает других участников переговоров в графике выполнения собственных обязательств, и если подобное отставание будет сохраняться, то и он притормозит темпы выполнения собственной программы вывода из строя ядерных объектов.

Завершая разговор о данном этапе переговоров, хочется отметить важное: хотя (забегая вперед) кризис так и не был разрешен, на данном этапе стороны наиболее близко подошли к возможности его урегулирования. И произошло это именно тогда, когда США на время отказались от политики давления и сделали ряд шагов навстречу, на что КНДР поступила аналогично, совершая необратимые и проверяемые действия, отнюдь не выглядящие как коварный обман или игнорирование справедливых требований.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».