EN|FR|RU
Социальные сети:

Новости внутренней политики РК: консерваторы консолидируются

Константин Асмолов, 16 ноября

554цв

Делая очередной дайджест внутренней политики РК, автор обращает внимание на несколько аспектов:

  • Продолжающееся обсуждение поправок к конституции страны и развитие системы местного самоуправления;
  • Очередная парламентская инспекция и бойкот ее консервативными силами;
  • Раскол в партии Парын и переход группы ее руководителей в Свободную Корею.

Начнем с разговоров о новой конституции. 18 мая 2017 г. на официальной церемонии по случаю 37-ой годовщины Демократического движения 18 мая президент РК напомнил о своём намерении продвигать внесение поправок в Конституцию страны и подчеркнул, что внесёт в текст Конституции дух этого движения. Речь идет о т.н. движении за демократизацию – массовых выступлениях в 1980 г., о которых мы в свое время упоминали.

Помимо церемониальной вставки в основной закон Мун Чжэ Ин предлагал передать премьер-министру часть полномочий президента и укрепить самостоятельность региональных властей. Проект поправок предполагается утвердить в начале 2018 года и придать им законную силу после президентских выборов 2022 года.

17 июля в поддержку конституционной реформы высказался спикер Национального собрания РК Чон Сэ Гюн. Выступая на церемонии по случаю 69-ой годовщины принятия Основного закона страны, он выразил надежду на то, что парламентарии договорятся и представят соответствующий законопроект до конца этого года, когда истекает срок работы специального комитета по изменению Конституции. При этом Чон напомнил, что во время президентских выборов все кандидаты обещали внести поправки в Конституцию,  поэтому сегодня это не предмет рассмотрения, а обязанность политических сил.  Теоретически, в марте 2018 года парламент подготовит законопроект о поправках в Конституцию, до мая  утвердит его, а в июне по этому вопросу пройдет референдум — одновременно с местными выборами.

26 октября, выступая на совещании мэров городов и губернаторов провинций, Мун Чжэ Ин вернулся к теме изменений Основного закона и отметил, что в рамках конституционной реформы местные органы власти получат широкую автономию, став местными правительствами, а в регионах будет оставаться 40% собранных налогов, в то время как сейчас остаётся 30%. Города центрального подчинения и провинции получат возможность принимать местные законы, управлять финансами и разрабатывать собственные программы социального обеспечения. Это даст возможность развивать страну более сбалансировано. Президент напомнил, что централизованное управление государственными делами сыграло важную роль в эпоху быстрого развития РК, но в современную эпоху укрепление самостоятельности региональных администраций являются волей народа и требованием времени.

Наконец, 1 ноября 2017 г. президент РК Мун Чжэ Ин выступил с речью в Национальном собрании, официально предложив совместить референдум по поправкам в Конституцию страны с местными выборами, которые состоятся 16 июня 2018 года.

Теперь немного о парламентской инспекции 12 октября 2017 г., которая предусмотрена статьёй 61 Конституции и считается важным инструментом парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. В течение 20 дней члены парламента заслушивали отчёты 701 государственного учреждения, причем ключевой темой сразу была объявлена ликвидация ошибок прежних правительств. Считается, что итоги инспекции могут оказать влияние на результаты местных выборов 2018 года, и потому между партиями сразу же разгорелся конфликт по поводу того, на каких направлениях инспекции надо делать главный акцент.

Правящая Демократическая партия Тобуро сосредоточилась на трёх ключевых направлениях: улучшение качества жизни населения, обеспечение национальной безопасности и исправление ошибок прежних консервативных правительств Ли Мён Бака и Пак Кын Хе, включая вмешательство Национальной службы разведки в президентские выборы 2012 года, контроль над СМИ и так называемые «чёрные списки» деятелей культуры. В свою очередь, оппозиционные депутаты сочли подобное внимание к ошибкам президентов-консерваторов политической местью и были намерены выявить ошибки правительств Ким Дэ Чжуна и Ро Му Хёна и даже нынешнего правительства Мун Чжэ Ина.

Проявились и разногласия по северокорейской ядерной проблеме. Члены Тобуро подчеркнули необходимость диалога в условиях сохранения режима давления на Пхеньян. Оппозиция призвала к жёстким ответным действиям военного характера. К иным злободневным причисляли соглашение о свободной торговле с США, меры по увеличению налоговых поступлений и обеспечению экономического роста, ориентированного на увеличение потребления, стабилизацию рынка недвижимости, политику отказа от атомной энергетики, создание органа по расследованию преступлений, совершённых высокопоставленными госслужащими.

Кроме того, депутаты от оппозиции отметили беспорядочность внешней политики нынешнего правительства, а правящая партия потребовала провести расследование деталей соглашения РК и Японии по проблеме сексуального рабства.

Как можно заметить, ведущая оппозиционная партия Свободная Корея приняла в инспекции живейшее участие, хотя и не сразу. Ранее, 26 октября, партия отказалась участвовать в инспекции, выражая протест против смены членов Совета директоров Фонда вещательной культуры при парламентском комитете по вопросам связи, телекоммуникаций и научного прогнозирования. Именно этому фонду принадлежит бóльшая часть акций телерадиокомпании MBC. На заседании фракции 30 октября было отмечено, что южнокорейцы поняли серьёзность односторонней смены руководства фонда, в связи с чем принято решение вернуться к инспекции с целью продолжения борьбы в парламенте. В правящей Демократической партии Тобуро данное решение назвали естественным. В Народной партии выразили позицию, схожую с позицией партии Свободная Корея, указав на неприемлемость одностороннего назначения правительством Мун Чжэ Ина членов Совета директоров Фонда вещательной культуры.

Однако главным событием данного периода была перегруппировка в стане консерваторов, которые в ходе политического кризиса 2016-2017 гг. раскололись: главный идеолог Сэнури и автор проекта единого учебника истории Ким Му Сон и экс-глава парламенской фракции и организатор неудачного конституционного переворота 2015 г. Ю Сын Мин вместе со своими сторонниками решили окончательно оторваться от партии, связанной со скандалом вокруг Чхве Сун Силь и Пак Кын Хе и основали новую партию, которая получила название Парын.

Однако, несмотря на 20 мандатов в парламенте, новая партия не стала точкой притяжения консерваторов, а старая, переименовавшись в Свободную Корею, не развалилась и укрепляет свои позиции. В итоге часть депутатов во главе с Ким Му Соном попросилась обратно, выставив условием окончательный разрыв с наследием Пак Кын Хе и исключение ее из партии, если она не уйдет по-хорошему. Как заявили экс-раскольники, во имя будущего РК консерваторы должны отложить конфликты и раздоры на фоне того, что творит со страной Мун Чжэ Ин.

Так и случилось — 3 ноября 2017 г., через две недели после того, как комитет по этике рекомендовал ей добровольно покинуть партийные ряды, лидер партии Хон Чжун Пхё лично принял решение.  И хотя сторонники Пак встретили его с недовольством (Пак минимум дважды выводила партию из очень тяжелого кризиса, когда существование консерваторов как политической силы висело на волоске), было решено, что восстановление единства консервативных сил имеет большее значение.

После этого, 6 ноября о выходе из состава партии Парын заявили 9 депутатов, включая не только Ким Му Сона, но и действующего председателя партии лидера ее парламентской фракции Чу Хо Ёна. 9 ноября 8 из них влились в ряды Свободной Кореи – Чу присоединился позднее, так как ему надо было сдать полномочия, после чего  в ходе заседания представителей партийных ячеек новым руководителем был избран Ю Сын Мин, который получил 16.450 голосов или 56,6%. Это третий состав руководства партии Парын с момента ещё создания 24 января.

Для внутренней политики страны эти перемены означают следующее.

  • Концепция «реформированного консерватизма» потерпела неудачу. Ким Му Сон, который позиционировал себя как автора новой идеологии, вернулся в базовую группировку консерваторов, где и ранее был главным идеологом.
  • Не удалось у Кима и стать лидером самостоятельной силы – в свое время именно он был сначала инициатором импичмента Пак, а потом раскола в Сэнури, однако теперь он и его приспешники вернулись, и Парын потеряла свой статус «переговорной группы» и те привилегии, которые имеет фракция числом более двадцати мандатов. Фактически южнокорейский парламент становится трёхпартийным.
  • Свободная Корея же теперь имеет 116 мест в парламенте, но все еще уступает Тобуро, у которых 121 место. Однако если ещё пять депутатов от партии Парын присоединятся к партии Свободная Корея, лидерство правящей партии окажется под угрозой.
  • Консерваторы в целом окончательно отмежевались от Пак Кын Хе, как и в определенной мере от наследия Пак Чон Хи, сплачиваясь под знаменами Ли Сын Мана (Syngman Rhee).
  • Ключевой датой, в ожидании которой стоит ждать новых скандалов, становятся местные выборы 2018 года и связанный с ними референдум, итог которого может означать конец Шестой республики – новую конституцию и, возможно, новые выборы президента по новым правилам.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».