Хотя тренды, ведущие к обострению, никуда не делись, отсутствие новых ракетных пусков или громких заявлений, воспринимается массовым сознанием как определенный спад напряженности. Но автор хочет воспользоваться этой паузой для того, чтобы в очередной раз подсветить неочевидные причины, которые могут повлиять на дальнейшее развитие событий в неприятную сторону.
В предыдущих материалах автор не раз говорил о демонизации, которая существенно сужает пространство для маневра, формирует негативный образ оппонента и не дает отступать; или о том, что принятие ядерного статуса КНДР существенно меняет мировую структуру безопасности, разрушая как систему нераспространения ядерного оружия, так и авторитет ООН, подталкивая желающих сохранить статус-кво сделать это даже ценой регионального конфликта.
Однако к этим двум группам причин, повышающим шансы военного решения северокорейской проблемы, добавляется еще одна, менее очевидная, но не менее глубокая. Речь идет о взаимном «неведении». О том, что по-английски называется misinformation, так как на деле стороны не занимаются осознанной дезинформацией друг друга. Однако как применительно к Северной Корее в представлении значительной части американских аналитиков, так и в образе Соединенных Штатов у специалистов из КНДР, очень высок уровень искажений и иллюзий. Иллюзий, которые очень существенно отличают сформировавшийся образ врага от реальных Северной Кореи и США.
Важно: речь идет о чем-то большем, чем об использовании определенных идеологических клише. Обычная ситуация предполагает, что есть пропагандистский образ для массового сознания и реальный образ для лиц, принимающих решения, а также экспертов и аналитиков. А здесь складывается впечатление, что в пропагандистские мифы начинают верить те, кому в них верить принципиально не положено. И это чрезвычайно опасно.
Обратимся к прошлому. В свое время Сталин и Мао дали добро на начало корейской войны на основании предоставленной Пак Хон Ёном (второй человек в тогдашней КНДР и глава коммунистов на Юге) информации о том, что масштаб сопротивления режиму Ли Сын Мана так велик, что достаточно будет начать, как южнокорейское государство немедленно развалится. Неважно, занимался ли Пак Хон Ен дезинформацией или добросовестно заблуждался, но его предсказания не сбылись и цена этого заблуждения оказалось запредельно кровавой.
А теперь поставим себя на место американского военного, который оценивает риски военного решения северокорейской проблемы. Серьезную разведывательную информацию, не построенную на спутниковых снимках, показаниях перебежчиков и данных, полученных от ангажированной разведки Южной Кореи, он не имеет, и потому пробелы в данных заполняются представлениями о режиме, которые уже сформированы в его голове.
Если это представление о том, что КНДР – одиозный, но крепкий режим, который сможет пережить атаку противника и с высокой вероятностью нанести ответный удар, он будет серьезно оценивать риски и, возможно, даже сочтет, что издержки от победы над таким противником будут слишком сильны, чтобы начинать войну.
Однако если вместо реальной Северной Кореи в его голове будет присутствовать образ «комиксового государства зла» (которое, «как известно», находится на грани коллапса), он способен прийти к выводу о том, что превентивный удар не только выполнит поставленную задачу, но и вызовет указанный коллапс, отчего народ немедленно выступит «за свободу и демократию».
Ведь для того, чтобы разрушить «государство зла» в любом комиксе или фильме данного типа достаточно убить злого правителя и/или разбить главный телевизор, либо рассказать заблуждающемуся народу о прелестях демократии. И не забудем, что фильм «Интервью», который изначально планировался американскими аналитиками как идеологическая диверсия для заброски в Северную Корею и расшатывания там политической стабильности, рисует именно такой карикатурный образ страны. Хорошо известно, что его сценаристы специально консультировались с представителями ЦРУ и Госдепартамента, в том числе с точки зрения того, какие острые темы надо обязательно затронуть.
Надо ли говорить, что если условный стратег обладает искаженным представлением о КНДР, то вероятность того, что на основании искаженных вводных он примет разумно выглядящие решения с катастрофическими на деле последствиями, существенно возрастает. Garbage in, garbage out.
Обратим внимание на то, в каком языковом дискурсе американские и западные эксперты обсуждают северокорейский кризис. В их заявлениях встречаются не имеющие никакого отношения к реальному положению дел выражения типа «ядерный шантаж», «непредсказуемый режим» или «порочный круг северокорейских провокаций». При этом лица, рассуждающие о том, что КНДР вероломно нарушила Рамочное соглашение, не имеют понятия о его содержании или могут походя упомянуть, что «в КНДР каждый год от голода умирает миллион человек». Рассуждения о том, что КНДР выпрашивает таким образом гуманитарную помощь или собирается захватить Южную Корею как только накопит сил, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся — настолько очевидное и понятное, что предложения доказать или обосновать эти тезисы вызывают или удивление или возмущение.
У того, что такой контекст сложился, есть несколько причин. Это и кризис компетентности, и закрытая анахронистичная политика Севера, и распространенность пропагандистских штампов, однако данный текст обращает внимание не столько на причины сложившейся ситуации, сколько на ее последствия.
При этом прямого взаимодействия между сторонами практически нет, не говоря уже о той системе «горячих линий» или мер укрепления доверия, которые существуют между Москвой и Вашингтоном, даже несмотря на высокий сегодня уровень политического противостояния. В результате что США, что КНДР разрабатывают стратегию взаимодействия со своим оппонентом, отталкиваясь не от реальной Америки или Северной Кореи, а того изрядно карикатурного образа, который сложился в головах их пропагандистов и распространился на аналитиков. Естественно, это не способствует конструктивному решению вопроса.
В такой ситуации, с точки зрения автора, «прояснить ситуацию» является действием очень важным для снижения уровня напряженности. Ни Россия, ни Китай не могут быть прямыми посредниками в урегулировании конфликта между Северной Кореей и Соединенными Штатами. Но они обладают широкими возможностями довести до руководства обеих сторон тот критический объем проверяемой и полезной информации, которая может существенно скорректировать позицию лиц, принимающих решения.
Кроме того, политики и СМИ наших стран могут и должны воздерживаться от распространения провоцирующей информации, способной подтолкнуть что одну, что другую сторону к заведомо неверному решению.
Конечно, это будет достаточно тяжелой задачей, особенно применительно к Вашингтону, учитывая специфический уровень экспертного сопровождения и порядок принятия решений в администрации Трампа. Однако даже для человека, который видит мировую политику как противостояние супергероев, можно донести мысль о том, что суперзлодей Рокетмэн обладает гораздо большим набором суперспособностей, чем ему кажется. В конце концов, если вспомнить популярную на Севере песню «Generaltakes warp«, Маршал умеет телепортироваться и метать молнии.
Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».