В ноябре 2017 г. Республика Армения (РА) планирует подписать важный договор с Евросоюзом. Документ известен как «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве» (CEPA, Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement). По мнению его сторонников, расширение взаимодействия с ЕС благодаря СЕРА должно пойти на пользу армянской экономике. Однако условия, которые выдвигает европейская сторона, заставляют усомниться в выгоде соглашения для РА.
Одно из важных требований ЕС, которые Армения должна выполнить в соответствии с СЕРА, – закрытие Армянской атомной электростанции.
Армянская (Мецаморская) АЭС расположена у г. Мецамор в Араратской долине, в 28 км от Еревана. В строительстве станции и изготовлении необходимого оборудования участвовало более 100 советских предприятий и организаций, большинство которых принадлежало РСФСР, а после распада СССР перешло в ведение российской госкорпоррации «Росатом».
Запуск первого энергоблока Армянской АЭС состоялся в 1976 г., второй блок начал работу в 1980 г. Проект станции был разработан с учетом сейсмической активности Армянского нагорья. Повышенная прочность зданий, монолитная плита в фундаменте и система гидроамортизации позволили не допустить на ней аварии во время разрушительного Спитакского землетрясения в декабре 1988 г. Это землетрясение унесло десятки тысяч жизней и нанесло огромный ущерб армянской инфраструктуре и промышленности, однако радиационной катастрофы не произошло. Более того, Армянская АЭС полностью сохранила работоспособность.
Тем не менее, опасаясь новых подземных толчков, советское руководство решило не рисковать, и в начале 1989 г. работа обоих блоков АЭС была остановлена. Энергетика Армянской ССР перешла на углеводородное топливо. Собственных более или менее крупных нефтегазовых месторождений Армения не имеет, поэтому углеводороды поставлялись по железным дорогам и газопроводам из Азербайджанской ССР, Туркменской ССР и из РСФСР. После распада СССР и начала армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе поставки со стороны Азербайджана прекратились. Транзит российских энергоносителей через территорию Грузии также стал невозможен из-за военных действий в Абхазии и Осетии. Турция, поддержавшая в Карабахском конфликте Азербайджан, перекрыла всякое сообщение через турецко-армянскую границу. Армения оказалась в блокаде.
После этого в РА разразился энергетический кризис 1992-1995 гг., который стал тяжелой страницей армянской истории. Преодолеть его помог повторный запуск Армянской АЭС. В 1993 г. правительство Армении приняло решение начать восстановительные работы на втором энергоблоке станции. Первый блок был тогда уже частично демонтирован и восстановлению не подлежал. В ноябре 1995 г. энергоблок №2 Армянской АЭС был снова запущен в эксплуатацию.
В настоящее время станция вырабатывает до 40% всего потребляемого в РА электричества. Несмотря на успешную работу двух армянских ТЭС и нескольких десятков ГЭС, а также энергообмен с Ираном, она остается стратегически важным объектом для армянской энергетической безопасности. Поэтому требование Евросоюза закрыть Армянскую АЭС у многих вызывает недоумение: неужели расширение сотрудничества с ЕС и возможность введения безвизового режима стоят 40% электроэнергии?
Следует отметить, что ЕС уже давно добивается закрытия Армянской АЭС. Этот вопрос периодически поднимается на переговорах между Брюсселем и Ереваном с начала 2000-х гг. Также прекратить работу станции много лет требуют Азербайджан и Турция. Однако эти две страны находятся в давнем конфликте с Арменией, и в их желании максимально ее ослабить нет ничего удивительного. А вот мотивы руководства ЕС пока не очень ясны.
Обычно сторонники закрытия станции объясняют свою позицию соображениями безопасности. Так, 26 апреля 2017 г., в день 31-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, МИД Азербайджана в очередной раз призвал международное сообщество обратить внимание на Армянскую АЭС. Было заявлено, что станция построена по тем же технологиям, что и Чернобыльская АЭС, что она находится в сейсмически опасной зоне и что за все годы существования на ней ни разу не был проведен капитальный ремонт, поскольку РА не располагает средствами для полноценного ухода за своей АЭС. По словам представителей азербайджанского МИД, Армянская АЭС опасна для жизни миллионов людей в регионе Каспийского, Черного и Средиземного морей.
Большая часть этих заявлений не соответствует действительности. Во-первых, у Армянской АЭС не так уж много общего с Чернобыльской АЭС. Как упоминалось выше, она была спроектирована с учетом повышенной сейсмичности района строительства. На Армянской АЭС были установлены реакторы ВВЭР-440, отличающиеся значительно большей устойчивостью, чем реакторы системы РБМК, работавшие в Чернобыле. Во-вторых, за работой станции постоянно осуществляет надзор Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое много раз подтверждало ее безопасность. С МАГАТЭ согласны и другие международные организации.
Например, в августе-сентябре 2017 г. Армянскую АЭС проверила Всемирная ассоциация операторов АЭС. Группа экспертов из восьми стран оценила работу станции с точки зрения международных стандартов безопасности. После этого некоторые из них заявили, что уровень безопасности Армянской АЭС выше, чем у большинства европейских атомных станций.
Евросоюз также недавно имел возможность убедиться в ее безопасности: летом 2016 г. группа экспертов Европейской группы регуляторов ядерной безопасности и представители Еврокомиссии провели экспертную оценку отчета о «стресс-тесте» на Армянской АЭС. Следует напомнить, что после аварии на японской станции «Фукусима-1» в 2011 г. все европейские АЭС было решено подвергнуть «стресс-тесту», во время которого реакторы должны были работать в условиях, близких к условиям фукусимской аварии. Ряд стран, не входящих в ЕС, в том числе и Армения, решили провести подобные испытания у себя в добровольном порядке.
Что касается ухода за Армянской АЭС, на который, по заявлению азербайджанского МИД, у РА нет средств, то следует напомнить, что с момента повторного запуска станции в 1995 г. ее плановый ремонт осуществляют российские специалисты из «Росатома». В настоящий момент «Росатом» полным ходом ведет работы по продлению срока службы работающего энергоблока №2 Армянской АЭС в соответствии с соглашением, которое РФ и Армения заключили в 2014 г. В мае 2017 г. Минэнерго РА заявило, что эти работы выполнены на две трети. Финансирование модернизации АЭС взяла на себя российская сторона, выделив Армении кредит в размере $270 млн и грант в $30 млн.
Таким образом, заявления Азербайджана об угрозе, которую Армянская АЭС представляет для всего региона, выглядят безосновательными. Множество экспертов считают, что крупномасштабная кампания, развернутая Азербайджаном и Турцией против атомной энергетики РА, имеет целью лишь ослабление своего давнего противника, причинение ему максимального ущерба любым путем. Есть даже мнение, что закрытие АЭС нужно Азербайджану в связи с его военными планами.
Следует напомнить, что в апреле 2016 г., после более чем 20-летнего перемирия, вновь произошли бои между вооруженными силами РА и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики с одной стороны и войсками Азербайджана с другой. Боевые действия удалось остановить, однако после этого некоторые высокопоставленные лица Азербайджана начали угрожать Армении ракетным ударом. Одна из причин, по которым эти угрозы пока неосуществимы, – Армянская АЭС. Местные погодные условия таковы, что в случае попадания азербайджанских ракет в загруженную ядерным топливом станцию, ветер снесет образовавшееся радиоактивное облако на территорию самого Азербайджана. Таким образом, АЭС является для Армении не только важнейшим источником энергии, но и защитой от военного шантажа.
Если поведение Азербайджана и его союзника Турции кажется понятным, то причина их поддержки Евросоюзом не ясна. Каких-либо конкретных замен атомной энергетики Евросоюз Армении не предлагает. Есть только неясные обещания инвестиций в возобновляемые источники энергии. Учитывая шаткое финансовое положение самого ЕС, полагаться на его обещания не следует. Сама РА не располагает средствами для революционных изменений в своей энергетике. Есть мнение, что если она примет условия ЕС и подпишет СЕРА, страну ждет новый энергетический кризис или энергетическая зависимость от стран, которые согласятся снабжать Армению углеводородами. Если это будет Азербайджан, то Нагорно-Карабахская Республика о своей независимости может забыть. Возможно, такой результат был бы с удовлетворением воспринят Брюсселем, который сам теперь беспокоится за целостность ЕС после «Брексита» и событий в Каталонии.
Тем не менее в ближайшее время Армянскую АЭС закрывать явно никто не планирует. Как упоминалось выше, сейчас «Росатом» ведет работы по продлению ее службы до 2026 г. По-прежнему обсуждается возможность строительства нового блока, оснащенного более современным и безопасным российским реактором ВВЭР-1000. В октябре 2017 г. ТВЭЛ (российская компания в составе «Росатома», специализирующаяся на производстве ядерного топлива) и руководство Армянской АЭС подписали новый крупный контракт на поставку топлива.
В конце октября 2017 г. состоялось очередное заседание Совета по безопасности атомной энергетики при президенте РА, на котором армянский лидер Серж Саргсян заявил, что сохранение и развитие атомной энергетики остается для страны стратегическим направлением.
Все это явственно противоречит условиям СЕРА. Возможно, ЕС придется пересмотреть свои требования, если он хочет, чтобы договор был подписан.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».