Как известно, страны Ближнего Востока не обладают развитой атомной энергетикой. Какие-то из них до последнего времени не интересовались АЭ, поскольку богаты углеводородными ресурсами, другие не могут себе позволить развивать столь дорогостоящую отрасль. Третьим препятствует международное сообщество в лице МАГАТЭ, которое из-за высокого уровня террористической угрозы в ближневосточном регионе опасается, что мирные атомные технологии могут быть использованы в разрушительных целях. Наконец, отдельные страны опасаются заниматься АЭ под впечатлением от аварий на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) в 1986 г. и на АЭС «Фукусима-1» в 2011 г.
Тем не менее времена меняются. Во всем мире растет уровень энергопотребления, особенно в стремительно развивающихся странах Азии. Они нуждаются в надежных и относительно дешевых источниках энергии, и даже на богатом углеводородами Ближнем Востоке все больше говорят об АЭ. Постепенно достигаются компромиссы и с международным сообществом.
Так, в начале 2016 г. были отменены санкции против Ирана, наложенные несколькими годами раньше из-за его ядерной программы. При этом еще в 2013 г. началась промышленная эксплуатация первой иранской АЭС «Бушер», и сейчас идет строительство ее второго энергоблока. Готовится к сооружению первой АЭС Египет, вернувшийся к своей атомной программе, несмотря на длительный период политической нестабильности в 2011-2014 гг.
Активное обсуждение возможности строительства АЭС происходит сейчас в бывших советских республиках Азербайджане и Армении. К слову, в Армении сейчас успешно продолжает работу Мецаморская (Армянская) АЭС, запущенная еще в 1976 г. Следует отметить, что это творение советских конструкторов без повреждений пережило разрушительное землетрясение 1988 г.
Также в последнее десятилетие интерес к развитию АЭ проявили: Бахрейн, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия и Турция.
Не все эти государства оказались готовы к строительству АЭС. Так, в 2013 г. Оман заявил об отказе от АЭ в связи с катастрофой на японской станции «Фукусима-1».
Военные действия, террористическая угроза и политическая нестабильность на территории Йемена и Сирии вынудили эти страны также отложить свои атомные проекты до лучших времен.
Однако можно сделать вывод, что Ближний Восток – очень перспективный регион для государств, желающих экспортировать свои атомные технологии, поскольку большим опытом в атомной сфере ближневосточные страны не обладают, им нужна помощь иностранных партнеров, имеющих развитую АЭ. Основными экспортерами мирных атомных технологий являются Китай, Россия, США и Франция. Также по степени популярности их готовится догнать Южная Корея. Примечательно, что большая часть перечисленных выше ближневосточных государств выразили желание сотрудничать с Россией.
Именно специалисты российской государственной атомной корпорации «Росатом» помогли Ирану в период действия санкций построить станцию «Бушер» и сейчас строят ее вторую очередь.
Они же будут строить первую египетскую АЭС эд-Дабаа. Соответствующее соглашение было подписано в 2015 г. В сентябре 2017 г. Госсовет Египта одобрил российско-египетский контракт по строительству станции. Ожидается, что он будет подписан до конца 2017 г.
Также до конца 2017 г. планируется заложить первый камень в фундамент турецкой АЭС «Аккую», соглашение о строительстве которой было подписано Россией и Турцией в 2010 г.
Армения тоже сотрудничает с РФ, что вполне естественно: ведь никто лучше российских атомщиков не знаком с советскими технологиями. Армянская АЭС оснащена двумя сейсмостойкими реакторами типа ВВЭР-440. Как упоминалось выше, эти реакторы выдержали страшное Спитакское землетрясение 1988 г., принесшее сильнейшие разрушения, лишившее Армянскую ССР почти 40% промышленных мощностей и погубившее десятки тысяч людей. После этого работа станции была приостановлена. Однако в 1995 г. был вновь запущен ее второй энергоблок. Россия продолжила поставлять топливо для Армянской АЭС, помогать в ее эксплуатации и сохранении безопасности. За состоянием станции пристально следит МАГАТЭ. Сейчас энергоблок №2 Армянской АЭС вырабатывает до 40% потребляемого в стране электричества.
Правительство Армении имеет большие планы по модернизации станции. Во-первых, решено провести работы для продления срока службы энергоблока №2. Во-вторых, решено демонтировать неработающий блок №1. В-третьих, вместо первого блока собираются построить новый энергоблок, оснащенный более современным российским реактором ВВЭР-1000. Этот реактор имеет особую систему безопасности, разработанную с учетом опыта катастрофы на «Фукусиме-1».
Работы по модернизации блока №2 могут начаться в 2018 г. Сообщается, что финансировать их намерена российская сторона, выдав Армении кредит в размере $270 млн.
Королевство Бахрейн пока не приступило к реализации своей атомной программы. Тем не менее оно уже подписало меморандум о сотрудничестве в области мирного использования АЭ с Россией в 2008 г. Документ предусматривает взаимодействие в научной деятельности и подготовке кадров, а также возможность расширения сотрудничества вплоть до строительства АЭС.
Такой же документ Россия подписала в 2010 г. с Катаром.
В 2013 г. РФ выиграла тендер на строительство первой АЭС в Иордании. Весной 2015 г. было подписано межправительственное российско-иорданское соглашение о строительстве и эксплуатации АЭС, которое официально вступило в силу весной 2016 г. Станция будет состоять из двух блоков с реакторами типа ВВЭР. Ожидается, что они будут запущены в 2024 и 2026 гг. Сейчас стороны обсуждают оставшиеся вопросы, связанные с финансированием проекта.
В январе-марте 2017 г. министр энергетики РФ Александр Новак провел ряд встреч с высокопоставленными представителями Кувейта, в том числе с кувейтским министром нефти Иссамом Аль-Марзуком. При обсуждении перспектив российско-кувейтского энергетического сотрудничества большое внимание было уделено сфере «мирного атома». По словам А. Новака, Кувейт интересуется российскими ядерными технологиями и имеет планы по строительству АЭС. Россия же, в свою очередь, готова оказать Кувейту всяческое содействие в этой области.
Особого внимания заслуживает атомное сотрудничество РФ и Королевство Саудовской Аравии. Дело в том, что до недавнего времени отношения между двумя странами были довольно прохладными. В последние годы причиной этого была гражданская война в Сирии, в которой Россия оказала помощь (в том числе военную) действующему правительству Башара Асада, а КСА поддерживало сирийскую вооруженную оппозицию. Однако теперь ситуация изменилась. Отказавшись от своих планов по смещению сирийского лидера, Саудовская Аравия начала выстраивать отношения с Россией как с новой значимой силой на Ближнем Востоке.
В октябре 2017 г. король КСА Салман бен Абдель-Азиз Аль Сауд совершил визит в Москву и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. Кроме различных политических вопросов, два лидера обсудили экономическое, энергетическое и научно-техническое взаимодействие, в том числе в сфере «мирного атома». «Росатом» и Министерство энергетики КСА составили программу сотрудничества. Саудовская Аравия намерена построить на своей территории несколько АЭС, и Россия стала ее наиболее вероятным партнером.
Итак, можно заключить, что Россия является главным игроком на атомном рынке Ближнего Востока. Большинство стран региона, твердо решивших развивать атомную энергетику и делающих в этом направлении конкретные шаги, сотрудничают с РФ. При этом среди них такие мощные и влиятельные государства, как Иран, Турция и Египет. Тот факт, что первая АЭС, сооруженная в Ближневосточном регионе в постсоветское время (АЭС «Бушер» в Иране), построена российскими специалистами, несет в себе определенный символизм и может быть предвестником того, что технологическое влияние России сохранится на Ближнем Востоке в течение многих лет.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».