EN|FR|RU
Социальные сети:

Большая чистка Мун Чжэ Ина, эпизод 5: борьба с коррупцией и контроль СМИ

Константин Асмолов, 25 октября

4325еп

В предыдущем материале, посвященном текущей ситуации во внутренней политике Республики Корея, мы писали о том, что новый президент Мун Чжэ Ин начал большую чистку, которая осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, объявлен очередной «крестовый поход против коррупции», предполагающий создание чрезвычайного органа, как бы обходящего традиционные структуры, в которых засели потенциальные противники Муна. Так, 18 сентября 2017 г. комитет по реформированию прокуратуры и юридической сферы при министерстве юстиции Республики Корея рекомендовал создать орган по расследованию преступлений, совершённых высокопоставленными госслужащими. Данная рекомендация в скором времени будет оформлена в виде конкретного законопроекта, заявил министр юстиции Пак Сан Ги. Численность штата вышеуказанного органа может составить 122 человека, в том числе 50 прокуроров и несколько десятков следователей. Предварительное название — «Следственное управление по вопросам преступлений высокопоставленных госслужащих.

Управление получит полномочия по проведению расследования и возбуждению судебных дел, при этом, если какое-либо дело расследуется одновременно полицией и прокуратурой, приоритет в расследовании имеет новое управление. Объектами расследования могут быть президент, премьер-министр, главы судебных инстанций, члены правительства, прокуроры и другие высокопоставленные госслужащие, их супруги и близкие родственники. Управление будет расследовать преступления, связанные с работой госслужащих, в том числе превышение полномочий, шантаж, принуждение, вмешательство в выборы и другие. Особый акцент делается на получении взяток, нецелевом использовании бюджетных средств и других видах коррупции.

Глава управления может занимать свою должность один трёхлетний срок. Он отбирается президентом из двух кандидатов, предложенных специальным парламентским комитетом. Его заместитель назначается через процедуру парламентских кадровых слушаний.

Обсуждение вопроса о создании такого аналога «ЧК» началось ещё при Ким Дэ Чжуне, когда так называемое «бюро аудита и инспекции» получило чрезвычайные полномочия и фактически оказалось в нише внесудебного органа, способного проводить следственные действия. Однако при Ли Мен Баке этот орган был расформирован, а Пак Кын Хе на подобные радикальные преобразования не шла, ограничиваясь назначением спецпрокуроров. Поэтому в рамках антикоррупционной повестки на фоне процесса Чхве Сун Силь и слухов о том, что «у них все куплено», Мун Чжэ Ин включил создание управления в свою предвыборную программу.

Предложение, однако, вызвало неоднозначную реакцию. Партия Свободная Корея выступила против, сославшись на отсутствие необходимости ещё одного контролирующего органа. Народная партия и Партия Справедливости с созданием управления согласны, однако считают неправильным, что его глава назначается президентом, а к работе привлекается такое большое количество сотрудников. Юристы считают, что при создании управления необходимо предусмотреть разрешение разногласий между следственными органами и политический нейтралитет.

Одновременно идет определенный накат на собственно прокуратуру, как по линии «внутренних расследований», так и по линии необходимости извиняться за преступления прошлых поколений. Как заявил президент на состоявшейся 25 июля 2017 г. церемонии вручения удостоверения о назначении на должность нового генерального прокурора Мун Му Иля, прокуратуре следует провести масштабные реформы, направленные на повышение политического нейтралитета. Глава государства заявил, что сотрудники прокуратуры, имеющие отношение к политическим процессам, должны нести особую ответственность. В ответ Мун Му Иль выразил готовность к проведению реформы органов прокуратуры и обещал следить за недопущением коррупции внутри прокуратуры особо внимательно.

25 августа в рамках подготовки к чистке комиссия по этике госслужащих РК представила данные по имуществу должностных лиц: средний размер состояния высокопоставленных сотрудников администрации президента, назначенных на свои посты в мае этого года, составил примерно 1 млн 750 тыс. долларов. Состояние Мун Чжэ Ина составило 1 млн 611 тыс. долларов (на 278,5 тыс. долларов больше, чем в 2016 году) но самое большое состояние у начальника управления по вопросам политики президентской администрации Чан Ха Сона – 8 млн 200 тыс. долларов.

Во-вторых, власти пытаются взять под свой контроль средства массовой информации, в первую очередь, центральные вещательные корпорации, такие как KBS или MBC. Вследствие этого в южнокорейских политических кругах разгораются споры по поводу поправок в закон о телевещании, изначально нацеленных на усиление нейтралитета государственного телевещания. Их суть сводилась к внесению изменений в состав советов директоров главных телекомпаний с тем, чтобы равномерное распределение представителей разных политических сил внутри советов директоров позволяло сохранить нейтралитет и объективность вещания. Так, число членов совета директоров телеканалов KBS и MBC предлагалось увеличить до 13-ти человек — по 7 человек от правящей партии и 6 человек от оппозиции. На данный момент совет директоров KBS состоит из 11-ти человек (7 от правящей партии, 4 от оппозиции), а совет директоров MBC — из 9-ти человек (6 от правящей, 3 от оппозиции).

Несмотря на то, что законопроект был предложен до президентских выборов в то время оппозиционной, а сегодня правящей Демократической партией Тобуро, президент Мун Чжэ Ин публично подверг сомнению его эффективность. И хотя высказывание президента позиционировалось как сугубо личное мнение, в политических кругах оно было воспринято очень резко, так как создало впечатление, что глава государства полностью отверг законопроект, выдвинутый ранее его же партией, предлагая еще более усилить контроль власти за тем, что и как будут показывать по ТВ.

Позднее Администрация президента пояснила, что Мун высказал подобное мнение с целью активизировать дебаты по этому вопросу и отнюдь не давал указаний пересмотреть законопроект, но в комитете по вопросам связи и телекоммуникаций, однако, предлагают именно пересмотр.

Еще позднее, посетив комитет по вопросам связи и телекоммуникаций, Мун Чжэ Ин выразил обеспокоенность по поводу конкурентоспособности РК в сфере науки и технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и указал, что государственное вещание уже давно лишилось самостоятельности и общественного интереса, что привело к падению доверия народа.  Это вызвало к жизни виток предположений, что определенные документы уже подписаны, и, комментируя предполагаемые планы давления на KBS и MBC, лидер консерваторов Хон Чжун Пхё заявил, что «если бы такой документ подписала Пак Кын Хе, левые, наверное, потребовали бы ее расстрела».

В-третьих, начали активно трясти силовые структуры. Если же кратко говорить здесь, то:

  • Продолжается давление на спецслужбы – новое руководство запустило «комитет по реформированию» и вытащило на свет божий достаточно грязного белья времен консерваторов, отчего приснопамятного Вон Сэ Хуна наконец посадили на реальный срок.

  • Идет тонкая игра с армейским руководством, — чистка сопровождается «добром» на перевооружение и амбициозные проекты; также велика вероятность, что в случае начала конфликта ВС РК все-таки будут подчиняться руководству страны, а не американскому командованию.

  • Все проекты Пак Кын Хе, вне зависимости от их пользы и эффективности, заметаются под ковер или перелицовываются так, чтобы выглядеть самостоятельными инициативами.

  • Зато как по линии действий спецслужб, так и по линии борьбы с коррупцией Мун замахнулся не только на Пак Кын Хе, но и на других влиятельных лидеров правых, в первую очередь экс-президента Ли Мен Бака.

Отметим и смягчение правил по борьбе с такими правонарушениями, как несанкционированные митинги и демонстрации, рассеивание которых может быть применено лишь в случае создания угрозы общественной безопасности. Кроме того,

  • Количество отказов на заявки о проведении митингов решено свести к минимуму, при том что ранее местные полицейские управления, как правило, отказывали в проведении демонстраций.

  • Водомёты будет решено использовать лишь при возникновении непосредственной угрозы важным государственным объектам, причем разрешение на применение водомёта может дать только начальник территориального полицейского управления. Более того, напор воды будет ограничен, а струи воды не должны быть направлены выше уровня груди. Эти меры приняты после резонансной смерти: в 2015 г. в ходе рассеивания демонстрантов с помощью водомёта 69-летний фермер Пэк Нам Ги был сбит с ног и ударился головой. Из-за этого впоследствии он впал в кому и 25 сентября 2016 г. скончался, так и не придя в себя.

  • Для блокирования участков местности вместо специального транспорта (автобусы, являвшиеся мобильными заграждениями, нередко смазывались солидолом, чтобы через них было невозможно перелезть; такое блокирование местности причиняло неудобства водителям и пешеходам) будет применяться полицейское оцепление. Применение спецтранспорта будет разрешено лишь в случае проявления участниками массовых акций излишней агрессии.

  • Видео- и фотосъёмка участников демонстраций возможна лишь в целях расследования противоправных действий, хотя при этом непонятно, как быть с повышением культуры массовых акций, участники которых зачастую действуют слишком агрессивно, а сами акции становятся источником повышенного шума.

Все эти мероприятия автор воспринимает двойственно. С одной стороны, многие элементы корейской политической культуры после правления консерваторов действительно нуждаются в определенном реформировании и чистке. С другой стороны, основной мотивацией подобной чистки на деле является фракционная борьба, в рамках которой для успешного осуществления своей политики Мун обязан очистить бюрократию от своих противников и заменить их своими людьми. Не факт, что они будут менее подвержены коррупции (впрочем, обычно подобные скандалы случаются ближе к концу президентского срока) или более компетентны, но точно будут более лояльными. Такая комплексная чистка, безусловно, непростая задача, и потому Мун отчасти идет на рискованные, но отчаянные меры, благо кредит доверия еще далеко не исчерпан.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».