EN|FR|RU
Социальные сети:

Индия в поисках альтернатив ОПОП

Дмитрий Бокарев, 29 сентября

45t7765

Как известно, Индия является основным конкурентом Китая в Азии. В последнее время это наиболее отчетливо проявляется в отношении Индии к китайской инициативе «Один пояс – один путь» (ОПОП). Понимая важность международных транспортных коридоров для экономического развития и поддержания стабильности в мире, Индия, тем не менее, отвергла приглашение КНР присоединиться к ОПОП. Она намерена создать собственную международную транспортную систему, свободную от китайского влияния.

Есть мнение, что такая задача для Индии непосильна. Китай уже вложил и продолжает вкладывать в ОПОП огромные деньги. Только в мае 2017 г., на международном форуме ОПОП в Пекине, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что проект получит госфинансирование в размере $124 млрд. Помимо непосредственной финансовой помощи проекту, китайское правительство активно стимулирует предпринимателей Поднебесной вкладывать в ОПОП свои средства.

Индия пока что сильно уступает Китаю в экономическом развитии. Индийский ВВП меньше китайского примерно в 5 раз. Тем не менее Индия – одна из крупнейших и быстроразвивающихся экономик Азии. Кроме того, создавать альтернативу ОПОП она будет не одна, а совместно с различными партнерами. В ряде проектов Индии может помочь Япония, которая также заинтересована в развитии торговли с другими странами без участия Китая. Следует напомнить, что Япония тоже отказалась участвовать в упомянутом выше майском форуме ОПОП, несмотря на настойчивые приглашения китайской стороны.

Одной из важных целей ОПОП является Африка. Как и Евразию, Черный континент планируется покрыть сетью железных и автомобильных дорог, сообщающихся с портами на восточном и западном побережье. Это значительно усилит морское сообщение не только между Азией и Африкой, но и между Азией и обеими Америками, сделав Африку перевалочным пунктом.

Китай уже давно сотрудничает с африканскими странами, быстро и стабильно наращивая в них свое влияние. О масштабах китайской экономической экспансии говорит тот факт, что КНР работает не только с каждым государством по отдельности, но и с сообществом африканских стран в целом. В конце 2015 г. в столице ЮАР Йоханнесбурге прошел Форум сотрудничества Китай-Африка, на котором китайская сторона пообещала вложить в социально-экономическое развитие Африки $60 млрд. и осуществить ряд инфраструктурных проектов в рамках Плана действий на 2016-2018 гг.

В начале 2017 г. министр иностранных дел КНР Ван И совершил масштабное африканское турне, во время которого заручился поддержкой проекта ОПОП лидеров Замбии, Конго, Маврикия, Мадагаскара, Нигерии и Танзании. Ряд других стран Африки также пообещал ОПОП свою поддержку.

В какой-то мере освоение Африки для Китая может быть даже важнее, чем евразийские проекты. Неслучайно первая китайская зарубежная военная база, работа которой официально стартовала 1 августа 2017 г., была открыта в Джибути. Черный континент обладает большими запасами различных ресурсов и является обширным рынком сбыта различных товаров. При этом африканские государства из-за слабого экономического развития и политической нестабильности нуждаются в помощи иностранных партнеров.

Африка – обширное поле деятельности для богатых стран, готовых делать большие инвестиции. Поэтому мощнейшие государства мира сейчас соперничают, стараясь успеть максимально расширить там свои сферы влияния.

Решив создать альтернативу ОПОП, Индия и Япония также избрали основным направлением Африку. Совместный индийско-японский проект получил название «Азиатско-Африканский коридор роста». Идея этого проекта известна с конца 2016 г. «Коридор» должен способствовать экономической интеграции стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, а также стран Африки и Океании. Основная роль в проекте отводится морскому сообщению. По словам индийского премьер-министра Нарендры Моди и его японского коллеги Синдзо Абэ, главная цель «Коридора» – создание свободного, открытого Индо-Тихоокеанского пространства.

Сложно сказать, сумеет ли индийско-японский «Коридор» потеснить ОПОП. Индия ближе к Африке и имеет с ней давние торговые отношения. Япония, в свою очередь, обладает большими финансовыми возможностями и развитыми технологиями. Тем не менее, Китай уже давно приобрел огромное влияние на Африканском континенте и приступил к реализации своих инфраструктурных проектов, в то время как «Азиатско-Африканский коридор роста» пока находится лишь в стадии обсуждения.

Гораздо больше на альтернативу ОПОП похож другой проект, в котором участвует Индия – международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг». Россия, Индия и Иран подписали договор о создании МТК в 2000 г. (позднее к ним присоединился Азербайджан), но только в последние годы он стал набирать силу благодаря совместным усилиям стран по развитию инфраструктуры. «Север-Юг» призван связать Индию со странами Балтийского моря через Иран, Азербайджан и Россию. Доставка грузов по такому маршруту заметно быстрее, чем традиционные морские перевозки через Суэцкий канал. Путь включает в себя морские, автомобильные и железнодорожные участки. Также как и ОПОП, МТК состоит не из одного маршрута, а из нескольких ветвей, имеющих общее направление. От иранского порта Бендер-Аббас, в который грузы будут приходить по Аравийскому морю из крупнейшего индийского порта Мумбаи, они могут далее следовать по суше через Азербайджан, Казахстан, Туркменистан или через Каспийское море. Предусмотрены также ответвления в Армению и Грузию. Самыми предпочтительными с точки зрения соотношения стоимости и скорости считаются железнодорожные перевозки (это также объединяет «Север-Юг» с ОПОП). Иран и Азербайджан сейчас активно ведут строительство новых железных дорог, которые свяжут их железнодорожные сети с российской. После этого МТК «Север-Юг» вступит в полную силу.

Однако полноценно работать и приносить доход МТК начнет еще раньше, поскольку железнодорожные перевозки можно временно заменить автомобильными.

В августе 2016 г. перспективы проекта «Север-Юг» обсуждались на встрече президентов России, Азербайджана и Ирана. В результате стороны заявили, что будут всячески развивать транспортно-коммуникационную инфраструктуру для увеличения грузоперевозок.

В сентябре 2016 г. была осуществлена пробная доставка груза по маршруту Мумбаи-Калужская область. В ней участвовали транспортные компании из России, Индии, Ирана и Азербайджана. Все участники признали высокую скорость и относительно небольшую стоимость транспортировки грузов таким путем.

В октябре 2016 г. президент РФ Владимир Путин посетил Индию, и МТК «Север-Юг» также был среди важнейших вопросов, которые российский лидер обсудил с индийским руководством. Было заявлено, что Россия и Индия придают большое значение реализации проекта МТК, который может стать ключевым фактором экономической интеграции в регионе.

В сентябре 2017 г. СМИ сообщили о скором начале регулярных грузоперевозок по МТК «Север-Юг». Все страны-участницы проекта работают сейчас над упрощением таможенных процедур, благодаря чему доставка грузов будет осуществляться еще быстрее.

Таким образом, МТК «Север-Юг» гораздо ближе к реализации, чем «Азиатско-Африканский коридор роста». Если Индия намерена конкурировать с китайским ОПОП, то для нее разумнее уделить основное внимание именно этому проекту и развитию отношений с Россией, Ираном и их партнерами. Вероятно, индийское руководство это понимает, поскольку стабильно укрепляет экономические отношения с этими странами. Особое значение отношениям Индии, России и Ирана, а также проекту «Север-Юг» придают переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), которые Индия и Иран ведут с Евразийским экономическим союзом, куда входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан. Возможно, если эти переговоры увенчаются успехом, такая ЗСТ, подкрепленная работающим в полную мощь МТК «Север-Юг», сможет на равных вести дела с ОПОП, и ни один ее участник не будет чувствовать себя подвластным «мягкой силе» Китая.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».