24.09.2017 Автор: Дмитрий Мосяков

Некоторые итоги международной конференции по ЮКМ

IVR774

18 сентября в Москве состоялась третья международная научная конференция по Южно-Китайскому морю, организованная Институтом востоковедения РАН. В этом важном международном научном форуме, который собрал наиболее известных ученых в данной сфере из Великобритании, Сингапура, Австралии, Индии и даже Мексики, обсуждались вопросы о том, как распутать клубок существующих там противоречий и превратить это море в акваторию мира и сотрудничества.

Участники конференции согласились с тем, что конфликт в Южно-Китайском море перешел сегодня на новый еще более опасный уровень – из конфликта регионального, связанного во многом с экспансией Китая в ЮКМ и его территориальными спорами со своими соседями из АСЕАН, в конфликт глобальный, главным драйвером которого выступает противостояние Пекина и Вашингтона.

Опыт проведения двух предыдущих конференций в 2013 и в 2015 гг. показал, что мнение международных экспертов из стран, напрямую не участвующих в конфликте (а это и есть как раз уникальная форма организации этой конференции), имеет большое значение для поиска путей урегулирования ситуации в ЮКМ. На прошедших ранее форумах выдвигались предложения сформулировать новые правила поведения сторон в ЮКМ, последовательно проводить деэскалацию этого конфликта, использовать исключительно мирные средства для его разрешения. Все эти предложения получили широкий отклик и были использованы на практике странами-участницами конфликта.

Ключевой вопрос о том, в чем же состоит новое качество конфликта в ЮКМ проанализировал в своем докладе Д. Мосяков — профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН. Он, в частности, указал, что переход конфликта к противостоянию Китая и США придает ему новое качество глобального противостояния, а смысл глобальности в отношении этого конфликта состоит не только в масштабе освещения в мировой прессе. Более важным является то, что переход к глобальному уровню коренным образом меняет всю политическую архитектуру в ситуации, сложившейся в Южно-Китайском море.

Действительно, в новых условиях и конфликт Китая и Вьетнама, и конфликт стран АСЕАН с Китаем как бы отходят на второй план. Они, естественно, никуда не исчезают, но уступают место глобальному противоборству Китая и США. В связи с этим естественно меняются и основные мотивации и, так сказать, реперные точки, определяющие характер конфликта. Ведь, если в условиях конфликта с Вьетнамом действия Пекина, без сомнений, носили экспансионистский характер, что также можно отнести и к отношениям Пекина со странами АСЕАН, то в новой ситуации эти же действия получают несколько иное измерение — могут рассматриваться как формирование оборонительной линии безопасности КНР против угрозы со стороны США.

Новое качество конфликта неизбежно порождает и новые обоснования старых явлений; и вот уже строительство насыпных островов Китаем можно рассматривать не как жест явно недружественный по отношению к своим соседям, а как попытка создать альтернативу американским авианосцам, превратив насыпные острова в неприступные крепости, способные контролировать значительные морские акватории.

Как мы видим в новой реальности, старый конфликт теряет, казалось бы, незыблемые ранее оценки и ориентиры. Вывод о переходе конфликта в ЮКМ на новый уровень — глобального противостояния поддержал также и Е. Канаев — доктор исторических наук, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН. Он, в частности, указал, что в последние годы «Китай сумел существенно увеличить свое присутствие в регионе – в первую очередь за счет развития гражданской и военной инфраструктуры на спорных территориях».

Определенную обеспокоенность действиями США высказали такие известные западные ученые как Карлайр Тейер — почетный профессор, (Университет Нового Южного Уэльса, Академия оборонных сил Австралии, Канберра), директор консалтинговой фирмы Thayer Consultancy и Ричард Битцингер — старший научный сотрудник, участник Программы военных преобразований, сотрудник Школы международных исследований им. С. Раджаратнама (Сингапур). Они провели анализ действий и планов нынешней американской администрации во главе с президентом Трампом относительно ситуации в ЮКМ. Его взгляды и политика подверглась жесткой критике. Они указали на «непредсказуемость, самонадеянность и нежелание нынешнего американского президента глубоко вникать в существующие международные конфликты и, в частности, в ЮКМ». По словам Р. Битцингера, с приходом к власти Трампа все ограничения в рамках противостояния с Китаем в ЮКМ были отменены. И сейчас почти невозможно предугадать подходы Дональда Трампа к этому конфликту. Критике подверглось и решение Д. Трампа сделать регулярными заходы американских эсминцев в воды, которые Китай объявил запретными для военного судоходства. Участники отметили, что это представляет собой очень опасную игру, полную неопределенностей, показывает, насколько американский президент недооценивает угрозы, связанные с возможностью начала серьезного конфликта, последствия которого могут быть самыми тяжелыми. Ведь любой случайный выстрел с одной из сторон может иметь фатальные последствия.

554

Политика Китая в Южно-Китайском море, строительство им насыпных островов и поставки туда вооружений также рассматривались на конференции в весьма критическом ключе. «Милитаризация построенных Китаем искусственных насыпных островов, на которых он размещает самые современные средства ПВО, — как указывал индийский ученый П. Гхош (сотрудник SEAS, занимающий почетное место сопредседателя и представителя от Индии одновременно в двух международных исследовательских группах в Совете по сотрудничеству в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе), — единодушно осуждается всеми соседями Китая по региону, и явно не способствует достижению компромисса и мира, а только повышает напряженность». Самое отрицательное последствие здесь П. Гхош видит в том, что из-за действий Китая «страны АСЕАН для обеспечения собственной безопасности включились в опасную гонку вооружений».

Специалисты по морскому праву, участвовавшие в конференции, подчеркивали важное значение решений Гаагского трибунала по Южно-Китайскому морю, который фактически отверг претензии Китая как необоснованные на обладание 80% акватории этого моря, то есть примерно 2,2 млн квадратных километров, а также на то, что построенные им искусственные острова должны обладать всей полнотой юридических прав – 12-мильной зоной, зоной континентального шельфа, как и острова естественного происхождения. Однако как они рассматривались как рифы – «то есть камни, на которых невозможно обеспечить жизнь человека и его экономическую деятельность», так и продолжают рассматриваться. Было отмечено также, что строительство искусственных островов без согласования с соседями не только провоцирует конфликты и идет вразрез с нормами международного права, но и нарушает — а в некоторых местах просто уничтожает — морскую экологическую среду Южно-Китайского моря.

С точки зрения Эрика Франкса (профессор, член постоянного арбитражного суда в Гааге, Президент Отделения международного и европейского права, зам. декана Факультета права и криминологии Брюссельского свободного университета), решения суда в Гааге полностью соответствуют принятым нормам международного права, и в целом это важный, фундаментальный для последующего процесса политического урегулирования конфликта документ. Хотя Китай не признал решения трибунала, посчитав их необъективными, принципы, которыми руководствовался этот трибунал в своей работе и некоторые его решения, в частности отказ рассматривать в качестве аргументов так называемое историческое право (а такой подход судей полностью поддержали Вьетнам, Филиппины, другие страны АСЕАН), имеют, по мнению участников этой секции, и в частности Иена Стори (старший научный сотрудник, редактор издания «Contemporary Southeast Asia», Институт по изучению ЮВА, Сингапур), «далеко идущие последствия». Нет сомнений, что опора исключительно на нормы действующего международного права заметно упрощает путь к возможным компромиссам и облегчит процесс урегулирования в будущем.

На конференции также подчеркивалось, что важным аспектом урегулирования конфликта и снижения напряженности должно стать восстановление доверия между Китаем и странами АСЕАН. Здесь стороны должны пойти на взаимные уступки и, в частности, формировать сферы для совместных экономических проектов, политических инициатив и социо-культурного сотрудничества. Взаимное сближение может идти и в русле двусторонних и многосторонних форматов. Главное, как отмечали участники конференции, чтобы это движение реально происходило, чтобы постепенно росло взаимное доверие и определялась «дорожная карта» к миру и стабильности в Южно-Китайском море.

Дмитрий Мосяков, профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».