В конце августа с. г. министр экономики Германии Б. Циприс обратилась с письмом к председателю Европейской комиссии (то есть правительства ЕС) Ж.-К. Юнкеру с предложением резко ужесточить нормы, регулирующие процесс скупки и поглощения европейских компаний юридическими лицами, внешними по отношению к пространству ЕС.
При этом подразумевался прежде всего Китай, руководители госкомпаний которого в последние годы с успехом проводят “шопинг-туры” по территории стран ЕС (главным образом Германии) с целью приобретения наиболее передовых производителей хайтек-продукции. Осуществляется это в основном путём инвестирования бизнеса и просто скупки соответствующих европейских компаний.
Базой для письма Б. Циприс послужили результаты исследования, проведенного базирующимся в Берлине частным институтом по изучению Китая (Mercator Institute for China Studies, MerICS), который был создан в 2013 г. “фондом Меркатор” (Stiftung Mercator). В отчёте MerICS отмечается быстрый рост в последние годы китайских прямых зарубежных инвестиций, который в 2016 г. вышел на уровень 200 млрд долл.
Главным регионом, куда направляются FDI Китая, являются страны ЕС. В 2016 г. китайские инвестиции увеличились здесь на 77% по сравнению с предыдущим годом, а треть их общего объёма пришлась на Германию. Вместе с Великобританией и Францией Германия образует “большую тройку”, на которую приходится почти 60% китайских инвестиций в регионе ЕС.
При этом объём инвестирования стран Восточной Европы “остаётся ограниченным”, несмотря на риторику относительно планов прохождения здесь “Великого шёлкового пути”. Эта последняя ремарка в отчёте MerICS представляется особенно примечательной и она потребуется нам далее.
В работе приводятся конкретные примеры многомиллиардных китайских вложений в европейские компании, занятых разработкой и производством хайтек-продукции. В связи с этим в Германии констатируется рост опасений, обусловленных как потенциальными угрозами в сфере безопасности, так и перспективой утраты конкурентных преимуществ германской промышленности, базирующихся на технологических достижениях страны.
Следует отметить, что ничего особо нового в данном случае MerICS не сказал, поскольку ещё в марте с. г. в ЕС обсуждался вопрос о блокировании “политически мотивированных” иностранных инвестиций в экономику стран Союза.
Но теперь, как следует из самого факта упомянутого обращения Б. Циприс, поддержанного представителями Франции и Италии, в правительстве ЕС, видимо, собираются перейти от слов к делу.
НВО не раз обращалось к различного рода проблемам в китайско-европейских экономических отношениях, которые на первый взгляд (то есть без учёта важных “деталей”) выглядят вполне благополучно. Ежегодный объём двусторонней торговли, например, находится на впечатляющем уровне в 600 млрд долл.
Но дефицит европейцев в ней составляет около 200 млрд долл и в последние годы ведутся разговоры о перспективе банкротства целых отраслей европейской промышленности, если торговые отношения с Китаем и далее будут развиваться в сложившемся формате. Поэтому с прошлого года ЕС ведёт “стальную войну” с Китаем и продолжает блокировать получение им статуса “рыночной экономики”.
Последний же германо-франко-итальянский демарш заставил китайское издание Global Times обратиться к теме “разочаровывающих” фактов в двусторонних отношениях. Статью в этой газете предваряет иллюстрация, на которой некий джентльмен с ожесточением затягивает удавку на (и без того узком) канале перетока китайских инвестиций в экономику ЕС.
В перечень негативных фактов, призванных подтвердить адекватность приведенной иллюстрации реальной ситуации, помимо приведенных выше, включены такие моменты, как: отсутствие лидеров ведущих европейских стран на состоявшемся 14-15 мая в Пекине первом форуме на тему ВШП; отсутствие совместного коммюнике по итогам встречи премьер-министра Ли Кэцяна с руководством ЕС, состоявшейся 31 мая — 2 июня в Брюсселе; откровенный саботаж еврочиновниками реализации китайского проекта строительства скоростной железной дороги, которая должна связать Средиземное и Балтийское моря; отмечавшийся выше тренд к блокированию китайских инвестиций в “стратегические” сектора европейской экономики.
Представляется важным отметить, что в проблемах европейско-китайских отношений политические мотивы если и присутствуют, то их значимость (пока) находится на существенно более низком уровне, чем в американо-китайских отношениях.
Для объяснения поведения руководства ЕС на китайском направлении совсем не обязательно множить сущности путём привлечения, например, конспирологической гипотезы о “клятве верности США”, которую якобы приносит каждый новый канцлер Германии. Вполне достаточно реальной мотивации экономического плана.
Именно она определяет прохладное отношение главных европейцев к теме возрождения ВШП, одним из конечных пунктов которого, как и полторы тысячи лет назад, должна (была бы) стать Европа.
Популяризаторы ВШП рисуют поражающие воображение многополосные (и многотысячекилометровые) шоссейные дороги, скоростные железнодорожные трассы, гигантские объекты морской транспортной инфраструктуры. Говорится о “готовности КНР” выделить сотни миллиардов долларов на реализацию соответствующих проектов.
Но транспортная инфраструктура (как на суше, так и на море) создаётся не для того, чтобы очередной журналист, наблюдающий за процессом её строительства, как говорили в советские времена, “испытал чувство радости труда”. Подобного рода проекты (как правило, чрезвычайно трудо-материально-финансово затратные) реализуются исключительно с прозаически-утилитарными целями.
Не вызывает сомнений одно: ключевая, то есть европейская ветка ВШП начнёт создаваться только в том случае, если будут надёжные и долгосрочные гарантии перспективы возврата расходов на её создание.
Но, как выше отмечалось, уже при нынешних (отнюдь не “шёлковых”) каналах коммуникации между ЕС и КНР, само их наличие служит источником головной боли в Брюсселе. И зачем её усугублять, сглаживая транспортные проблемы?
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».