EN|FR|RU
Социальные сети:

Референдум в Иракском Курдистане: за и против

Виктор Михин, 11 сентября

Greater_Zab_River_near_Erbil_Iraqi_Kurdistan e

Меньше месяца остается до референдума в Иракском Курдистане, темпы подготовки к которому усиливаются буквально семимильными темпами по мере приближения судьбоносной для всех курдов даты. Общеизвестно, что референдум будет включать весь регион Курдистана, а также и спорные районы (в частности Киркук), на которые претендуют Эрбиль и Багдад. Комиссия выбрала электронное голосование, потому что обеспокоена тем, что некоторые зарубежные правительства могут не позволить открыть избирательные участки в своих странах, где живут курды. Высшая Независимая Избирательная комиссия призвала граждан Иракского Курдистана, живущих за границей, зарегистрировать свои имена на своем веб-сайте, начиная с 1 сентября, чтобы иметь возможность спокойно проголосовать на предстоящем референдуме.

Тем не менее одновременно раздаются голоса тех людей, которые сомневаются в легитимности проведения референдума. Например, спикер парламента Курдистана и представитель партии «Горран» Юсиф Мохаммед заявил, что референдум о независимости Курдистана, назначенный на 25 сентября, не будет иметь «легитимности», если не будет подтвержден постановлением парламента, работа которого приостановлена с осени 2015 года из-за острых политических разногласий между «Горран» и «Демократической партией Курдистана» (ДПК). Он также считает, что вопрос о референдуме и в конечном счете объявление независимого государства Курдистан, являются «национальным вопросом», который должен объединить все стороны, а не вызвать «разногласия и вражду» между ними.

Кстати, курды ждут свободы и независимости в течение многих веков, постоянно выступая с оружием в руках за свои права. Казалось бы, благоприятная возможность забрезжила после окончания Первой мировой войны в 1920 году, когда между европейскими победителями и бывшей Османской империей был заключен Севрский договор, согласно которому от Турции отделялся Курдистан. С целью определения его границ назначалась англо-франко-итальянская комиссия, после чего планировалось, что Совет Лиги Наций должен был определить, «способно ли к независимости» население этой области, в зависимости от чего был поставлен вопрос о предоставлении Курдистану «автономии» (ст. 62-64). Но поскольку «верховными жрецами» были колониальные державы, то они поделили курдские земли между только что созданным Ираком (мандат Великобритании), Сирией (мандат Франции), третья часть оставалась в пределах Турции, четвертая – в Персии.

Если говорить об Иракском Курдистане (столица Эрбиль), то он фактически обособился еще во времена саддамовского режима. А после свержения Саддама Хусейна курды во главе с лидером Демократической партии Курдистана Масудом Барзани оказались самой организованной силой в наступившем хаосе. Во-первых, они смогли создать реально действующие государственные структуры, включая работающую демократическую избирательную систему, местное самоуправление и армию — пешмерга. Во-вторых, они отразили все атаки ДАИШ и взяли под контроль нефтеносные районы около Киркука, заложив этим солидную базу своей экономики. И самое главное — в новой Конституции Ирака, которая провозгласила федеративное устройство страны, Курдистану предоставлена широкая автономия, право выхода из состава федерации и даже прописан механизм этого процесса. Ныне иракские курды решили воспользоваться своим законным правом и провести референдум, позитивные результаты которого известны.

В связи с последними событиями, М.Барзани привел в пример многочисленные страдания своего народа, случившиеся по вине правительства Ирака за последние десятилетия, в частности операцию «Анфаль», в ходе которой из-за применения химического оружия погибли тысячи курдов. После 2003 года, когда был свергнут Саддам Хусейн, курды поверили новому правительству страны и приняли непосредственное участие в формировании новой политической системы. Но с тех пор Багдад, в котором доминировали шииты, нарушил ряд статей конституции и отстранил от власти как суннитов, так и курдов. Таким образом, по мнению президента Иракского Курдистана, правительство страны само подтолкнуло курдов к референдуму о независимости.

Однако с референдумом не все так просто, как кажется на первый взгляд. Международное сообщество довольно осторожно относится к курдской проблеме и многие политики высказывают скепсис, как и возможность проведения референдума, так и создания нового независимого государства. Разумеется, многое будет зависеть от Соединенных Штатов, которые еще в начале 90-х годов прошлого столетия установили так называемую бесполётную зону (no flyzone) над курдским районом Ирака, что послужило началом независимого развития курдов.

Но в настоящее время администрация Д.Трампа, как, впрочем, и в других многих международных вопросах, колеблется и не имеет четко выраженной позиции по иракским курдам. С одной стороны, Вашингтон должен учитывать интересы Израиля, который всячески стремится ослабить Ирак и уже давно установил дружеские отношения с Эрбилем, и интересы Турции – члена НАТО, которая всячески стремится не дать курдам создать свое собственное государство. Под предлогом борьбы с террористами Вашингтон продолжает активно вооружать иракских курдов, стимулируя их военную независимость от Багдада, а с готовностью международных банков кредитовать Иракский Курдистан регион может получить полный финансовый суверенитет.

Не зная как поступить в данном вопросе и не имея четких ориентиров, Вашингтон все время делает какие-то невнятные заявления. Например, государственный департамент США заявил, что он обеспокоен тем, что референдум будет отвлекать от «более срочных приоритетов», таких как поражение террористов ДАИШ. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в телефонном разговоре с М.Барзани заявил, что Вашингтон «хочет, чтобы референдум был отложен, и что вопросы между регионом Курдистана и федеральным правительством в Багдаде должны решаться посредством диалога».

Происходящее вполне вписывается в теорию «управляемого хаоса», согласно которой США реализуют, в частности, план передела Ближнего Востока, преследуя сразу несколько целей: приструнить строптивого Эрдогана, расчленить Сирию, «поставить на место» Иран и т. д. В связи с этим обращает на себя внимание визит американской делегации в Эрбиль в середине августа. В её составе были командующий Центральным командованием ВС США генерал Джозеф Вотел, командующий многонациональной коалицией генерал-лейтенант Стивен Таунсенд, посол США в Багдаде и ряд других лиц. Принимая делегацию, курдский лидер М.Барзани подчеркнул, что ссылки Вашингтона на «несвоевременность» референдума в связи с приоритетной необходимостью борьбы с ДАИШ несостоятельны, поскольку Курдистан уже доказал международному сообществу свою приверженность продолжению войны с терроризмом. Курдский лидер также отметил, что проблемы, которые привели к росту терроризма в Ираке, остаются нерешёнными и предупредил о возникновении других террористических группировок, подобных ДАИШ. При этом М.Барзани заверил американскую делегацию в том, что голосование не повлияет на войну против терроризма, Курдистан остаётся верным союзником США в этой борьбе. По словам представителя министерства пешмерга, ведутся переговоры об увеличении числа американских военных советников и специалистов в Курдистане и расширении сферы их деятельности.

Весьма решительно выступает против референдума Турция, что вполне понятно, учитывая свое курдское население, которое также стремится к независимости. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что регион Курдистана имеет право добиваться соблюдения своих прав центральным правительством в Багдаде, и что Анкара поддерживает текущие переговоры между этими сторонами. Он сказал, что Анкара выразила свою озабоченность по поводу планов Эрбиля, полагая, что это не может принести пользу ни Ираку, ни Курдистану. Турецкий чиновник также сказал, что его страна готова выступить в качестве посредника между Эрбилем и Багдадом для преодоления их затянувшихся споров. «Однако мы считаем, что Багдад должен услышать Эрбиль», добавил он.

Все понимают, что фактический раскол Ирака на три зоны — курдскую, шиитскую и суннитскую — произошедший после оккупации в 2003 году страны войсками США и их союзников, — это одно. Совсем другое, когда раскол Ирака через такую процедуру как референдум станет прецедентом не только для Сирии, но и Турции и Ирана, где также проживают курды. В итоге для осуществления операции по реконструкции Ирака — если она значится в геополитической повестке Ближнего Востока важнейших внешних игроков — необходимы определенные условия, когда именно Ирак, а не Сирия станет той самой осевой страной, вокруг которой все и начнет крутиться.

Остроту добавляет и тот факт, что референдум планируется провести на так называемых «спорных территориях», в том числе в богатом нефтью Киркуке, формально находящемся под контролем центрального правительства. Поэтому может случиться так, что объявленная «общей» победа над ДАИШ приведет к прямому военному конфликту между Багдадом и Эрбилем, точнее, между шиитами и курдами, а также новому обострению в отношениях между шиитами и суннитами. Это вынесет проблему спорных территорий в Ираке на уровень международных разбирательств с эффектом «цепной геополитической реакции».

Вполне очевидно, что Ближний Восток нуждается в стабильности, и многие эксперты справедливо считают, что без решения курдского вопроса нельзя даже думать о стабильности в этом регионе. Всем известно, что именно из-за отсутствия государственности курды неоднократно подвергались геноциду. Может быть, будущее курдское государство не позволит повториться подобному против курдского народа.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».