EN|FR|RU
Социальные сети:

В Маниле обсуждались проблемы Юго-Восточной Азии

Владимир Терехов, 27 августа

В начале августа с. г. столица Филиппин Манила стала местом проведения нескольких международных форумов на уровне министров иностранных дел. Эти мероприятия представляют собой важный элемент подготовки к ряду саммитов (запланированных на первую половину ноября с. г.) тех стран, которые прямо или косвенно вовлечены в политические, экономические, военно-стратегические дела АТР в целом и субрегиона Юго-Восточной Азии в особенности.

Хотя обсуждалась и опасная ситуация на Корейском полуострове, но в центре внимания высоких чиновников оказался также рост напряжённости в акватории Южно-Китайского моря.

По характеру оценок наблюдающихся в ЮВА и ЮКМ проблем, а также подходам к их разрешению участников манильских мероприятий можно было разделить на три группы.

Во-первых, это десять стран-членов АСЕАН, которые все вместе и образуют политико-географическую категорию “ЮВА”. Подготовка к празднованию 50-летнего юбилея создания АСЕАН было главным из проведенных в Маниле мероприятий.

Во-вторых, это Китай, руководство которого тоже считает свою страну частью данного субрегиона. Наконец, в манильских мероприятиях принимали участие министры ряда стран, которые тем же Пекином обозначаются специфическим термином “внерегиональные силы”.

Это крайне примечательный мем. С одной стороны, он обозначает страны, географически не относящиеся к ЮВА и которые, с позиций КНР, не имеют никакого отношения к имеющимся здесь политическим проблемам. Но использование слова “силы” в том же обороте означает, что обозначаемые им страны почему-то упорно “влезают” в дела, происходящие достаточно (или даже очень) далеко от национальных территорий.

К таким странам в Пекине относят в первую очередь США, далее следуют Япония и Австралия. Заметим, однако, что последняя, являясь отдельным континентом, непосредственно примыкает к ЮВА.

На подходе к включению в ту же категорию (негативного политического окраса) “внерегиональных сил” находится Индия, министр иностранных дел которой С. Сварадж также посетила Манилу. Она участвовала в подготовительных мероприятиях к очередным заседаниям стран-участниц Восточноазиатского саммита и Регионального форума АСЕАН, которые пройдут тоже в начале ноября и в той же Маниле.

Собственно, противостояние в ЮВА Китая с “внерегионалами” и составляет основное содержание проблематики ситуации в субрегионе, а также той политической игры, которая разворачивается здесь в течение последних 15 лет.

Сами же 10 стран ЮВА выступают в ней в качестве не столько субъекта, сколько объекта и потенциального приза. При этом риторике ведущих игроков характерен подчёркнутый политес к АСЕАН в целом и отдельным членам Ассоциации. Отмечается их значимость в региональных делах и выражается стремление к развитию с ними взаимовыгодного сотрудничества.

Иллюстрацией всего изложенного выше являются два из серии принятых в Маниле документов. Из них первый представляет собой подписанный КНР и АСЕАН “рамочный формат” так называемого “Кодекса поведения” (Code of Conduct, CoC) в ЮКМ, проект которого двумя месяцами ранее был согласован ответственными представителями сторон.

Вторым стало Совместное заявление министров иностранных дел США, Японии и Австралии, сделанное по итогам очередного (седьмого по счёту) “Трёхстороннего стратегического диалога на министерском уровне”, состоявшегося на полях манильских мероприятий.

Что касается CoC, то это проект-долгожитель, ибо ещё в 90-е годы говорилось о необходимости выработки неких (обязывающих) норм поведения в ЮКМ, где пересекаются территориальные претензии прибрежных стран.

Но решение о разработке и принятии соответствующего документа было принято только в 2002 г. на саммите “АСЕАН+Китай” и с тех пор воз проблем, сопровождавших процедуру появления CoC, еле двигался. Впрочем, не очень ясно, насколько он продвинется и с подписанием “рамочного формата” CoC, поскольку содержание документа пока не раскрывается.

В связи с этим нельзя не отметить определённую обоснованность скепсиса в комментариях западной прессы относительно его практической значимости. Ибо слишком очевидны были различия исходных позиций Китая и его южных соседей в ходе работы над CoC. Если первый, являясь претендентом на обладание 80-90% акватории ЮКМ, не желает связывать себя здесь в образе действий, то его южные партнёры хотели бы, чтобы в разрабатываемом документе “ограничений и обязательности” было побольше.

Правда, в последние годы экспертами отмечается больше гибкости в политике КНР по отношению к странам АСЕАН. По той простой причине, что некоторые из них начали искать поддержку у тех самых “внерегионалов”, расширение присутствия которых в ЮВА никак не входит в планы Пекина.

Между тем, оно уже весьма заметно. Свидетельством чему, в частности, стал второй из упомянутых выше документов, сам факт появления которого в КНР не могли не воспринять в качестве вызова. Ибо, повторим, позиция Пекина проста: “Вам-то, собственно, какое дело до ситуации в ЮКМ”? Ответом на этот вопрос и является указанный второй документ.

Из его содержания следует, что авторы крайне озабочены проблематикой “обеспечения свободы судоходства и полётов [в воздушном пространстве над ЮКМ]”, а также соблюдением здесь соответствующих международно-правовых актов.

Поэтому, в частности, три министра, подтвердив намерение своих стран “плавать и летать везде, где разрешается международным правом”, призвали Китай и Филиппины принять как обязательное к исполнению прошлогоднее решение гаагского арбитражного суда, которое фактически отвергло территориальные претензии Китая в ЮКМ. Резко негативное отношение последнего к этому решению хорошо известно и не раз обсуждалось в НВО.

Отметим также крайне важную для развития ситуации в ЮВА и в АТР в целом тенденцию к укреплению (квази)союза “США-Япония-Австралия”, которая в очередной раз нашла подтверждение в Маниле. Ибо двумя месяцами ранее схожая по форме трёхсторонняя встреча министров (но обороны) случилась в Сингапуре на полях ежегодного форума “Шангри-Ла”, на котором обсуждаются проблемы обеспечения безопасности в АТР.

В п.2 принятого министрами обороны Совместного заявления говорится об их общем “стремлении развивать кооперацию в сферах безопасности и обороны, как в трёхстороннем, так и многостороннем форматах” . Что касается ситуации в ЮКМ, то она оценивается в тех же устоявшихся оборотах, которые приведены выше.

Основные тезисы документов, принятых по итогам упомянутых министерских встреч в формате “США-Япония-Австралия”, были подкреплены двумя демонстративными акциями, проведенными в ЮКМ кораблями ВМС США. Речь идёт о заходе американских эсминцев в 12-мильную зону вокруг островов, которые Пекин рассматривает в качестве неотъемлемых элементов своей территории.

Разница в указанных военных демонстрациях заключалась лишь в том, что первая была проведена за неделю до форума “Диалог Шангри-Ла”, а вторая – через несколько дней после манильских мероприятий. Что привнесло некоторую вариативность в “иглотерапию”, прописанную Китаю его главным геополитическим оппонентом.

Впрочем, эти “целебные” меры совершенно определённо не приведут к каким-либо принципиальным изменениям в политике КНР в ЮКМ. Зато вполне можно ожидать здесь дальнейшего обострения ситуации.

В целом же итоги мероприятий, проведенных в начале августа в Маниле, лишний раз подтвердили прямо противоположный характер намерений и действий мировых держав, противостоящих в субрегионе Юго-Восточной Азии. И в этой негативной картине пока не просматривается никаких просветов.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».