Как известно, одно из важных направлений китайского проекта «Новый Шелковый путь» (НШП) – Африка. Ее, как и Евразию, Китай планирует покрыть сетью железных и автомобильных дорог, которые через многочисленные порты на восточном и северном побережье соединятся с «Морским Шелковым путем XXI века». В результате должно получиться единое евразийско-африканское экономическое пространство, на базе которого, по самым смелым прогнозам, может возникнуть и всемирная зона свободной торговли.
Сейчас КНР продолжает выполнять план действий на 2016-2018 гг., принятый на Форуме сотрудничества Китай–Африка в конце 2015 г. Тогда Китай обязался вложить в Африку $60 млрд, а также развить африканские автодороги, железные дороги и порты.
Создание новой африканской инфраструктуры идет полным ходом. Транспортные маршруты пересекут Африку с севера на юг и с востока на запад. Один из путей с севера на юг начинается в Алжире – крупнейшем по территории африканском государстве, занимающем немалую часть средиземноморского побережья. Как известно, именно в Средиземном море (пока что) заканчивается основная часть «Морского Шелкового пути».
В начале 2016 г. китайские и алжирские компании подписали протокол о намерениях по созданию в Алжире нового порта, крупнейшего в этой стране. Этот порт должен соединиться с «Морским Шелковым путем» и стать «северными морскими воротами» Африки, поскольку от него протянутся многочисленные автомобильные дороги вглубь континента. Одновременно китайские специалисты вели работу над созданием автодороги, пересекающей весь Алжир по линии «север-юг». В конце 2016 г. СМИ сообщили о завершении строительства туннеля длиной почти 2,5 тыс. км, который станет важной частью этой дороги.
Что касается направления «восток-запад», то тут следует отметить начало работы китайской железной дороги в Кении в конце мая 2017 г. Дорога соединяет крупный кенийский порт Момбаса (который также является важной точкой на «Морском Шелковом пути») со столицей страны Найроби. В торжественном открытии нового маршрута участвовал сам президент Кении Ухуру Кениата и член Госсовета КНР Ван Юн. По их мнению, начало работы этой железной дороги знаменует собой начало нового этапа региональной интеграции и развития, поскольку именно с нее начнется создание единой Восточноафриканской железнодорожной сети.
Не прекращается и дипломатическая работа между Китаем и странами Африки. В начале 2017 г. министр иностранных дел КНР Ван И совершил целое африканское турне, посетив Мадагаскар, Замбию, Танзанию, Конго, Нигерию и Маврикий, встретившись с лидерами этих стран и обговорив детали их участия в НШП. О своих успехах Ван И доложил на Всекитайском собрании народных представителей в марте 2017 г. После этого работа продолжалась.
Новой целью китайской дипломатии стала Республика Уганда. Китай уже более полвека поддерживает дружеские отношения с этой страной и является ее главным иностранным инвестором. В мае 2017 г. в угандийской столице Кампале прошел первый Форум торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Китай-Уганда. В организации и работе форума приняли участие многочисленные представители китайского бизнеса, работающие в Уганде. На мероприятии присутствовали угандийский вице-президент Эдвард Ссеканди, посол КНР в Уганде Чжэн Чжуцян и множество представителей угандийского правительства и бизнеса. На Форуме обсуждались как общие вопросы китайско-африканского сотрудничества, в котором Уганда намерена принимать активное участие, так и частные вопросы китайско-угандийских отношений. По словам Э. Ссеканди, его страна активно развивает свою инфраструктуру и намерена создать максимально комфортные условия для китайских инвесторов. Также вице-президент выразил надежду, что КНР и дальше продолжит помогать Уганде в ее развитии. В конце мероприятия был подписан меморандум об укреплении сотрудничества между Инвестиционным бюро Уганды и Торговой палатой китайских предприятий в Уганде.
В июне 2016 г. представитель Госсовета КНР Ван Юн посетил Замбию, где встретился с ее президентом Эдгаром Лунгу. В ходе встречи было заявлено, что Замбия также является близким другом и партнером Китая, который будет оказывать ей всяческую поддержку в экономическом развитии. И, конечно же, Замбия тоже станет частью Шелкового пути.
Как известно, КНР начала распространять свое влияние на Африку уже довольно давно. Еще в 1950-е годы Китай под руководством Мао Цзэдуна активно поддерживал народные правительства африканских стран в их борьбе с европейскими колонизаторами. После ухода европейцев КНР стала стремительно развивать экономические и политические отношения со всеми государствами Африки, постоянно наращивая в них свое влияние и вытесняя конкурентов. В настоящее время Китай является основным торговым партнером всего этого континента. Также Китай сохраняет стабильность в регионе и поддерживает дружественные себе режимы, направляя в африканские зоны конфликтов своих миротворцев. Неслучайно и первая зарубежная военная база КНР была открыта именно в Африке, в Республике Джибути, где она сможет при необходимости защищать судоходство через Баб-эль-Мандебский пролив, через который осуществляется морское сообщение между Европой и Ближним Востоком.
Вне всякого сомнения, Форум сотрудничества Китай-Африка в 2015 г. и выступление на нем китайского лидера Си Цзиньпина, выдвинувшего план китайско-африканского сотрудничества на 2016-2018 гг., стали началом финального этапа долгого пути превращения Китая в главную силу на Черном континенте. Если это произойдет, Китай получит целый континент со всеми его природными богатствами и прочими ресурсами. Уже сейчас около 20% сырой нефти, импортируемой Китаем, поставляется из Африки. Кроме того, КНР импортирует и другие африканские полезные ископаемые, а также сельхозпродукцию. Также в лице Африки Китай получает огромный рынок сбыта своих товаров. Но и это еще не все. Африка может стать крайне важным звеном в торговых маршрутах планетарного значения, созданием которых так увлечен Китай. Когда все государства Африки присоединятся к Новому Шелковому пути, порты ее восточного побережья можно будет соединить железными дорогами с портами западного побережья. Так, Морской Шелковый путь продолжится через Атлантический океан и дойдет до обеих Америк, и тогда китайский «экономический пояс» опояшет весь мир.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».