Как известно, планы по транспортной и экономической интеграции стран Евразии не ограничиваются китайской инициативой «Новый Шелковый путь» (НШП). Немалое значение имеет также проект международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Основными участниками проекта являются Россия, Иран, Индия и Азербайджан.
МТК должен связать Индию, Ближний Восток, Центральную Азию и Кавказ через Россию со странами Европы и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Маршрут включает в себя такие точки, как индийский город-порт Мумбаи, иранский Бендер-Аббас, столицу Азербайджана Баку и российские города Астрахань, Москву и Санкт-Петербург. После этого МТК продлится до Северной Европы. В результате должна значительно снизиться стоимость и длительность грузоперевозок между упомянутыми регионами, что поспособствует значительному росту объемов международной торговли на евразийском континенте.
Проект МТК «Север-Юг» известен с конца 1990-х гг. В каком-то смысле он уже функционирует, поскольку Иран довольно активно перевозит свои товары через Азербайджан в Россию. Однако до полного раскрытия потенциала МТК «Север-Юг» еще далеко. Так, Индия и многие страны Ближнего Востока до сих пор осуществляют большую часть сообщения с Европой длинным морским путем через Суэцкий канал.
Основным преимуществом МТК «Север-Юг» является то, что большая часть пути проходит по суше. Это быстрее, дешевле и безопаснее, чем по морю. Однако для эффективной перевозки больших объемов грузов сухопутным путем выгоднее всего пользоваться железными дорогами. До сих пор подходящей железнодорожной инфраструктуры не было, и немалая часть грузов перевозилась из Ирана в Азербайджан автомобильным транспортом. Вероятно, это было одной из причин того, что МТК «Север-Юг» пока не вошел в число важнейших путей Евразии. Однако в последние годы работа над единой железнодорожной системой на всем протяжении МТК заметно активизировалась. Создаются и вводятся в эксплуатацию все новые ее участки.
Заметный вклад в реализацию проекта внесли Иран и Азербайджан. Чтобы соединить свои железнодорожные системы, эти две страны решили построить железную дорогу «Астара – Решт – Казвин». Общая длина строящейся дороги составляет почти 360 км, и она скоро будет готова к использованию. Начинается путь в азербайджанском населенном пункте Астара у одноименной реки, по которой проходит ирано-азербайджанская граница. Дорога пересекает реку Астара по новому, специально построенному мосту и приходит в иранский город Астара, носящий такое же название, как и его азербайджанский сосед. Далее маршрут проходит через иранские города Решт и Казвин в северном Иране, после чего соединяется с основной иранской железнодорожной сетью. По ней пассажиры и грузы будут доставляться в порт Бендер-Аббас на берегу Персидского залива – стратегически важного транспортного узла Ирана. Оттуда возможно морское сообщение со всей Азией.
Крайней точкой МТК «Север-Юг» пока что является индийский порт Мумбаи, один из самых населенных городов мира. Мумбаи – значительный экономический центр не только Индии, но и всей Азии. Он расположен на берегу Аравийского моря и является одним из главных портов в регионе, находящимся на пересечении множества международных маршрутов.
В начале марта 2017 г. состоялся тестовый запуск участка «Астара – Астара». Это не самая большая часть дороги «Астара – Решт – Казвин», однако ее открытие имеет важное политическое значение. Начало работы железной дороги «Астара – Астара», пересекающей ирано-азербайджанскую границу, свидетельствует о взаимном доверии двух стран и об отсутствии между ними значительных разногласий, в том числе и по вопросу иранской провинции Южный Азербайджан, жители которой периодически требуют отделения от Ирана. Неслучайно испытание маршрута «Астара – Астара» было приурочено к визиту в Иран азербайджанского президента Ильхама Алиева.
Во время этого визита глава Азербайджана встретился с президентом Ирана Хасаном Роухани. На переговорах обсуждалось ирано-азербайджанское сотрудничество в сфере транспорта. Были подписаны новые документы, касающиеся железнодорожного строительства. В конце июня 2017 г. иранское министерство дорог и градостроительства сообщило, что участок «Казвин – Решт» также скоро будет готов к использованию. Его запуск ожидается в конце лета 2017 г. Дорогу «Казвин – Решт» начали строить в 2009 г. Создание этого пути длиной 205 км стоило немалых затрат. Он пролегает через местность со сложным рельефом, и для его сооружения потребовалось большое количество мостов и тоннелей. Уже сейчас дорогу «Казвин – Решт» называют самым сложным железнодорожным проектом Ирана.
В июле 2017 г. компании «Иранские железные дороги» и «Азербайджанские железные дороги» подписали соглашение о строительстве в иранской Астаре крупного железнодорожного терминала, через который Азербайджан намерен осуществлять транзит своих товаров в больших объемах. Азербайджанская сторона намерена инвестировать в этот проект $60 млн. Тогда же СМИ сообщили о скором подписании ирано-азербайджанского договора о строительстве участка «Астара – Решт», недостающего звена дороги «Астара – Казвин – Решт» на территории Ирана. Стоимость строительства должна составить более $1 млрд. Азербайджан намерен предоставить Ирану кредит на $500 млн. Создание дороги «Астара – Решт» станет последним этапом соединения азербайджанской и иранской железнодорожных систем. Это станет одним из важнейших событий в истории проекта МТК «Север-Юг».
Признаком успешного развития МТК можно считать возвращение к нему интереса со стороны Индии. В июле 2017 г. Москву посетила индийская парламентская делегация для участия в заседании Российско-Индийской межпарламентской комиссии. После заседания спикер нижней палаты парламента Индии Сумитра Махаджан заявила, что Россия и Индия должны развивать взаимодействие в различных сферах, в том числе в проекте МТК «Север-Юг».
Множество факторов располагают к тому, чтобы МТК «Север-Юг» стал одной из важнейших транспортных артерий Евразии. Во-первых, это большая стоимость и длительность традиционного морского пути из Азии в Европу. Во-вторых, это нестабильность в странах Ближнего Востока, придающая морским перевозкам через Суэцкий канал дополнительную опасность. В-третьих, это уверенное развитие китайского проекта «Новый Шелковый путь».
Несмотря на все выгоды НШП, многие крупные игроки Азиатского региона (в первую очередь Индия) опасаются стремительного роста китайского влияния. При этом они осознают необходимость экономической и транспортной интеграции Евразии. Поэтому они спешат найти или создать транспортные коридоры, альтернативные НШП. МТК «Север-Юг» прекрасно подходит на эту роль. Вполне возможно, что создание эффективной системы железных дорог на всем его протяжении – последний штрих, после которого он приобретет заслуженную популярность.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».