Действующего мэра Джакарты, столицы Индонезии, Басуки Чахая Пурнама, более известного как Ахок, 9 мая осудили на два года тюремного заключения по обвинению в нарушении закона о богохульстве, который был принят ещё в 1965 г. в целях поддержания религиозной толерантности и обеспечения гарантии защиты свободы вероисповедания в стране. Закон гласит, что любой, кто проявляет враждебность по отношению к чувствам верующих, может быть осужден сроком до пяти лет. Закон имеет силу применительно к шести официально признанным религиям в стране, но в основном под его действие попадают те, кто признается виновным в «богохульстве» над исламом. Примерно 90% населения Индонезии, численностью 255 млн человек, исповедуют ислам.
Но за последние пятьдесят с лишним лет лишь немногие получали реальные сроки наказания за оскорбление чувств верующих. По данным Setara Institute, за период с 1965 по 2017 г. были заведены уголовные дела по 97 случаям «богохульства», большая часть из которых падает на период президентства С.Б. Юдойона (2004-2014 гг.). В 2012 г. чиновник на Суматре был приговорен к двум с половиной годам тюремного заключения только за то, что объявил себя атеистом на Facebook.
Но обвинение Ахока в богохульстве над исламом – явление особого рода, и не только потому, что впервые на скамье подсудимых оказался политик такого высокого ранга, ближайший друг и соратник президента страны Джоко «Джокови» Видодо.
Значение имеет то, что подобного рода судебный процесс стал возможен в стране, которая всегда славилась своей религиозной толерантностью, а сейчас проявила враждебность к человеку, имеющему китайские корни и исповедующему христианство, только за то, что тот якобы неправильно истолковал Коран. А это уже опасный знак, свидетельствующий о набирающем силу процессе исламизации Индонезии, где большинство населения придерживается ислама умеренного толка. Ахок поплатился за то, что в сентябре 2016 г. во время своей предвыборной кампании на переизбрание на пост мэра Джакарты заявил своим избирателям, что его политические противники обманывают людей, используя суру из Корана для аргументации положения о том, что мусульманами не должны управлять немусульмане. Ахок тогда сказал только следующее: «Возможно, в глубине души вы считаете, что не можете голосовать за меня, поскольку были обмануты теми, кто использовал Суру 51. Поэтому если вы считаете, что не можете голосовать за меня из-за своих религиозных убеждений, то вам и не стоит этого делать!». С точки зрения исламистов, Ахок оскорбил Коран.
Недавно проведенный Saiful Manjani Research and Consulting (SMRC) опрос общественного мнения показал, что 45% индонезийцев верят в то, что слова Ахока являются богохульством. Однако 88% респондентов по всей стране заявили, что не имеют понятия о том, как именно мэр Джакарты ссылался на Коран.
Тем не менее достаточно было запустить в Интернет отредактированное видео его выступления с соответствующими комментариями радикально настроенных мусульман, как разъяренная многотысячная толпа людей вышла на улицы столицы Индонезии с требованием привлечь Ахока к судебной ответственности за богохульство. И это было сделано именно в тот момент, когда он выигрывал предвыборную гонку.
То, что эти протесты в Джакарте, проходившие с ноября 2016 г. по март 2017 г. и собиравшие до 500 тыс. человек, были хорошо организованы, не вызывает сомнения. В их подготовке и проведении активное участие приняла недавно образованная коалиция исламистских группировок – National Movement to Guard the MUI Fatwa (GNPF—MUI), в состав которой вошли и представители крайне радикально настроенной исламистской организации Islamic Defender’s Front (FPI).
Точно так же не вызывает сомнения и тот факт, что манипуляция общественным мнением стала инструментом в политической борьбе за власть, которая завершилась поражением Ахока и победой в апреле 2017 г. его главного соперника, бывшего министра образования Аниса Басведана, которого поддерживает оппозиционный лидер Прабово Субианто и партия Islamist Prosperous Justice Party. Басведан займет пост мэра Джакарты в октябре.
Эти многотысячные протесты и, главное, вынесенный Ахоку приговор порождают у многих опасения относительно перспектив будущего развития Индонезии, самой крупной в мире мусульманской страны. Не угрожает ли ей исламизация? Не усиливается ли влияние радикально настроенных мусульман на политику страны? И причин для беспокойства немало. То, что уже сегодня верующие в мечетях говорят о возможности убийства Ахока, лишь одно из реальных проявлений укрепления радикального ислама в стране.
Вялотекущая исламизация страны стала набирать темпы в период десятилетнего президентства С.Б. Юдойона, приоткрывшего политическое пространство для деятельности радикальных исламистов, которые и при Джокови Видодо оказались достаточно влиятельными, чтобы привести в исполнение закон о богохульстве против его ближайшего соратника, когда тот проиграл выборы. И это несмотря на то, что обвинение выступало за назначение Ахоку наказания в виде 2-х лет пробации (вид условного осуждения, при котором осуждённый остаётся на свободе, но находится под надзором сотрудника службы) вместо тюремного заключения, поскольку не обнаружило в его словах намеренного оскорбления Корана. Однако суд в составе пяти человек посчитал мэра Джакарты виновным в богохульстве и оскорблении мусульман и приговорил его к двум годам тюремного заключения. Один из судей, процитировав 51 суру Корана, открыто заявил о том, что мусульмане не должны избирать лидеров, не исповедующих их религию. И суд однозначно признал тот факт, что немусульмане не вправе интерпретировать Коран.
Приговор против Ахока, несомненно, является вызовом для президента страны Джоко Видодо, который сделал ставку на укрепление связей с умеренными мусульманскими организациями, такими как Nahdlatul Ulama, в надежде на противодействие укреплению позиций радикальных исламистов. Но он просчитался. Практически он «сдал» своего соратника, сославшись на то, что надо уважать приговор суда, и призвал тех, кто поддерживал Ахока, «доверять законным механизмам для решения стоящих перед страной проблем».
С точки зрения укрепления основ демократии и разделения полномочий ветвей власти, его решение выглядит правомерным. Но, с другой стороны, поддержав применение закона о богохульстве против Ахока, представителя национального и религиозного меньшинства Индонезии, он поставил под угрозу ещё хрупкий процесс демократизации страны, который во многом зависит от сохранения плюралистического и светского государства, и расширил политическое пространство для деятельности радикально настроенных мусульман, которые хотят видеть Индонезию исламским государством.
Наталия Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».