Амбициозный китайский проект «Новый Шелковый путь» (НШП) все больше становится реальностью. Как известно, проект подразумевает объединение всей Евразии густой сетью транспортных маршрутов для перевозки людей и товаров. Несмотря на то, что проект известен как «экономический пояс», его скорее стоит рассматривать как «сеть», поскольку единого маршрута, соединяющего Европу и Азию, нет: НШП призван объединить все главные торговые пути континента, связав не только его восток с западом, но и север с югом. А в будущем НШП должен пролечь через все торговые центры не только Евразии, но и Африки.
В проекте будут задействованы все виды транспорта, однако золотой серединой между слишком медленными морскими и слишком затратными воздушными перевозками являются грузоперевозки по железным дорогам. Поэтому морское сообщение между Европой, Азией и Африкой вынесено в отдельный проект «Морской Шелковый путь XXI века», а в целом НШП уделяет основное внимание развитию железнодорожной сети.
В августе 2016 г. был отправлен первый грузовой поезд из Китая в Афганистан. КНР входит в число важнейших торговых партнеров этой страны. Начинается новый железнодорожный маршрут в китайском городе Наньтун, проходит через территорию Казахстана и Узбекистана и далее следует через узбекско-афганский мост Хайратон, известный также как «Мост Дружбы», построенный советскими специалистами в 1981 г. По времени путь занимает около двух недель. На открытии китайско-афганской железной дороги в Наньтуне присутствовали государственные деятели и крупные предприниматели обоих государств. По словам афганского посла в КНР Джанана Мусазая, теперь у Китая и Афганистана появилась возможность существенно нарастить торговлю. Афганистан намерен экспортировать в КНР мрамор и продукцию сельского хозяйства. Китай же может поставлять в Афганистан продукцию высокотехнологичных производств – автомобили, электронику и т.д. Не исключено, что когда-нибудь эта железная дорога пройдет всю территорию Афганистана и дойдет до Ирана. Тогда она станет одной из важнейших транспортных артерий, объединяющих Дальний и Ближний Восток через Центральную Азию. Однако сейчас у Китая уже есть железнодорожное сообщение с Ираном, который входит в число его важнейших партнеров как в экономике, так и в политике. Маршрут длиной 10 тыс. км идет через территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Движение по этому пути началось в феврале 2016 г. Прибытие первого китайского состава в столицу Ирана Тегеран отмечалось как важное событие в истории Нового Шелкового пути.
НШП стремительно расширяется во всех направлениях. Не забыта и Южная Азия, даже самые труднодоступные ее районы. В ноябре 2016 г. открылось регулярное железнодорожное сообщение между Китаем и Непалом. Маршрут в 2,5 тыс. км от китайского г. Ланьчжоу в провинции Ганьсу до столицы Непала Катманду состав проходит за 10 дней. Как известно, из-за особенностей своего расположения Непал находится в частичной изоляции. Полноценное сообщение у него есть с Индией, от территории КНР он отделен Большим Гималайским хребтом, а с другими государствами Непал не граничит. Такое положение затрудняет торговлю Непала с другими странами и ставит его в некоторую зависимость от Индии. Таким образом, каждый новый маршрут, связывающий Непал с КНР, важен для этой небольшой страны.
Особое значение для сообщения между Европой и Юго-Восточной Азией имеют лежащие между ними страны бывшего СССР. Они словно делят Евразию пополам, и сухопутное сообщение между ее разными концами крайне затруднительно без их участия. Особенно это касается России и стран Средней Азии.
В декабре 2016 г. Узбекистан и Казахстан приняли решение о совместном строительстве железной дороги Учкудук (Узбекистан) – Кызылорда (Казахстан). Эта новая железная дорога также свяжет Казахстан и Узбекистан с Россией, а в будущем она может получить выход на Иран через Туркмению и Афганистан. Несомненно, Китай заинтересуется в том, чтобы этот маршрут также стал частью НШП.
В конце марта 2017 г. власти городского уезда Тачэн Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и руководство Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан подписали меморандум о совместной подготовке строительства железной дороги Тачэн – Аягоз длиной 265 км. Тачэн находится в 17 км от КПП Бакту на китайско-казахской границе и является конечным пунктом строящейся внутрикитайской трехсоткилометровой железнодорожной ветки Карамай – Тачэн. Пройдя через Бакту и продлившись до казахского города Аягоз, она станет третьей железной дорогой, пересекающей китайско-казахскую границу. В Аягозе дорога соединится со знаменитой Туркестано-Сибирской железнодорожной магистралью, а через нее дойдет до Транссибирской магистрали – самой длинной железной дороги в мире, соединяющей российский Дальний Восток с Москвой. Таким образом, в сети НШП появится новая, очень длинная и значительная нить, которая свяжет густую сеть китайских железных дорог с Центральной Азией и Европой. Появление такого маршрута должно иметь большое значение для проекта НШП, а также для экономики России и Казахстана.
В начале 2017 г. уже 17 европейских стран имели прямое железнодорожное сообщение с КНР, а в апреле к ним присоединилась Великобритания. 12 апреля 2017 г. состоялась отправка первого грузового состава из Англии в Китай. Его путь длиной 12 тыс. км начинается в английском г. Стэнфорд-ле-хоуп и идет через тоннель под проливом Ла-Манш. После этого поезду предстоит пересечь территории семи государств – Франции, Бельгии, Германии, Польши, Беларуси, России и Казахстана. Завершится дорога в китайском городе Иу, провинция Чжэцзян. На преодоление этого маршрута требуется около трех недель. Чтобы добраться из Великобритании в Китай по морю, требуется вдвое больше времени.
Проект НШП сулит значительный экономический подъем множеству государств Европы, Азии и Африки. Не исключено, что он может сыграть гораздо более важную роль. Развитие транспорта и торговли способствуют улучшению отношений между странами, а подъем уровня жизни приводит к снижению экстремистских настроений. Кроме того, Пекин намерен активно обеспечивать безопасность своего детища, налаживая военное сотрудничество со странами, через которые проходит НШП. Поэтому особенно важным кажется продвижение НШП в направлении Ближнего Востока и таких центральноазиатских стран, как Афганистан и Пакистан. Это богатый различными ресурсами, но нестабильный регион, тревожные события в котором давно не дают покоя всему миру. Следует напомнить, что в мае 2014 г. состоялась встреча министров обороны КНР и Ирана, во время которой подробно обсуждалось сотрудничество двух стран в сфере обороны. Тогда было заявлено, что «Новый Шелковый путь» должен стать основой для роста китайско-иранского влияния в регионе, и что две страны объединят усилия в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и другими его проблемами. Если упомянутая выше железная дорога КНР – Афганистан успешно продолжит работу и дойдет до Ирана, это может привести к положительным изменениям в жизни Афганистана, который считается одним из мировых источников террористической угрозы. Таким образом, НШП способствует не только экономическому росту, но и укреплению мира в регионах, через которые он проходит.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».