EN|FR|RU
Социальные сети:

«Новый Шелковый путь» способствует мировой стабильности

Дмитрий Бокарев, 10 мая

7452343434Амбициозный китайский проект «Новый Шелковый путь» (НШП) все больше становится реальностью. Как известно, проект подразумевает объединение всей Евразии густой сетью транспортных маршрутов для перевозки людей и товаров. Несмотря на то, что проект известен как «экономический пояс», его скорее стоит рассматривать как «сеть», поскольку единого маршрута, соединяющего Европу и Азию, нет: НШП призван объединить все главные торговые пути континента, связав не только его восток с западом, но и север с югом. А в будущем НШП должен пролечь через все торговые центры не только Евразии, но и Африки.

В проекте будут задействованы все виды транспорта, однако золотой серединой между слишком медленными морскими и слишком затратными воздушными перевозками являются грузоперевозки по железным дорогам. Поэтому морское сообщение между Европой, Азией и Африкой вынесено в отдельный проект «Морской Шелковый путь XXI века», а в целом НШП уделяет основное внимание развитию железнодорожной сети.

В августе 2016 г. был отправлен первый грузовой поезд из Китая в Афганистан. КНР входит в число важнейших торговых партнеров этой страны. Начинается новый железнодорожный маршрут в китайском городе Наньтун, проходит через территорию Казахстана и Узбекистана и далее следует через узбекско-афганский мост Хайратон, известный также как «Мост Дружбы», построенный советскими специалистами в 1981 г. По времени путь занимает около двух недель. На открытии китайско-афганской железной дороги в Наньтуне присутствовали государственные деятели и крупные предприниматели обоих государств. По словам афганского посла в КНР Джанана Мусазая, теперь у Китая и Афганистана появилась возможность существенно нарастить торговлю. Афганистан намерен экспортировать в КНР мрамор и продукцию сельского хозяйства. Китай же может поставлять в Афганистан продукцию высокотехнологичных производств – автомобили, электронику и т.д. Не исключено, что когда-нибудь эта железная дорога пройдет всю территорию Афганистана и дойдет до Ирана. Тогда она станет одной из важнейших транспортных артерий, объединяющих Дальний и Ближний Восток через Центральную Азию. Однако сейчас у Китая уже есть железнодорожное сообщение с Ираном, который входит в число его важнейших партнеров как в экономике, так и в политике. Маршрут длиной 10 тыс. км идет через территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Движение по этому пути началось в феврале 2016 г. Прибытие первого китайского состава в столицу Ирана Тегеран отмечалось как важное событие в истории Нового Шелкового пути.

НШП стремительно расширяется во всех направлениях. Не забыта и Южная Азия, даже самые труднодоступные ее районы. В ноябре 2016 г. открылось регулярное железнодорожное сообщение между Китаем и Непалом. Маршрут в 2,5 тыс. км от китайского г. Ланьчжоу в провинции Ганьсу до столицы Непала Катманду состав проходит за 10 дней. Как известно, из-за особенностей своего расположения Непал находится в частичной изоляции. Полноценное сообщение у него есть с Индией, от территории КНР он отделен Большим Гималайским хребтом, а с другими государствами Непал не граничит. Такое положение затрудняет торговлю Непала с другими странами и ставит его в некоторую зависимость от Индии. Таким образом, каждый новый маршрут, связывающий Непал с КНР, важен для этой небольшой страны.

Особое значение для сообщения между Европой и Юго-Восточной Азией имеют лежащие между ними страны бывшего СССР. Они словно делят Евразию пополам, и сухопутное сообщение между ее разными концами крайне затруднительно без их участия. Особенно это касается России и стран Средней Азии.

В декабре 2016 г. Узбекистан и Казахстан приняли решение о совместном строительстве железной дороги Учкудук (Узбекистан) – Кызылорда (Казахстан). Эта новая железная дорога также свяжет Казахстан и Узбекистан с Россией, а в будущем она может получить выход на Иран через Туркмению и Афганистан. Несомненно, Китай заинтересуется в том, чтобы этот маршрут также стал частью НШП.

В конце марта 2017 г. власти городского уезда Тачэн Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и руководство Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан подписали меморандум о совместной подготовке строительства железной дороги Тачэн – Аягоз длиной 265 км. Тачэн находится в 17 км от КПП Бакту на китайско-казахской границе и является конечным пунктом строящейся внутрикитайской трехсоткилометровой железнодорожной ветки Карамай – Тачэн. Пройдя через Бакту и продлившись до казахского города Аягоз, она станет третьей железной дорогой, пересекающей китайско-казахскую границу. В Аягозе дорога соединится со знаменитой Туркестано-Сибирской железнодорожной магистралью, а через нее дойдет до Транссибирской магистрали – самой длинной железной дороги в мире, соединяющей российский Дальний Восток с Москвой. Таким образом, в сети НШП появится новая, очень длинная и значительная нить, которая свяжет густую сеть китайских железных дорог с Центральной Азией и Европой. Появление такого маршрута должно иметь большое значение для проекта НШП, а также для экономики России и Казахстана.

В начале 2017 г. уже 17 европейских стран имели прямое железнодорожное сообщение с КНР, а в апреле к ним присоединилась Великобритания. 12 апреля 2017 г. состоялась отправка первого грузового состава из Англии в Китай. Его путь длиной 12 тыс. км начинается в английском г. Стэнфорд-ле-хоуп и идет через тоннель под проливом Ла-Манш. После этого поезду предстоит пересечь территории семи государств – Франции, Бельгии, Германии, Польши, Беларуси, России и Казахстана. Завершится дорога в китайском городе Иу, провинция Чжэцзян. На преодоление этого маршрута требуется около трех недель. Чтобы добраться из Великобритании в Китай по морю, требуется вдвое больше времени.

Проект НШП сулит значительный экономический подъем множеству государств Европы, Азии и Африки. Не исключено, что он может сыграть гораздо более важную роль. Развитие транспорта и торговли способствуют улучшению отношений между странами, а подъем уровня жизни приводит к снижению экстремистских настроений. Кроме того, Пекин намерен активно обеспечивать безопасность своего детища, налаживая военное сотрудничество со странами, через которые проходит НШП. Поэтому особенно важным кажется продвижение НШП в направлении Ближнего Востока и таких центральноазиатских стран, как Афганистан и Пакистан. Это богатый различными ресурсами, но нестабильный регион, тревожные события в котором давно не дают покоя всему миру. Следует напомнить, что в мае 2014 г. состоялась встреча министров обороны КНР и Ирана, во время которой подробно обсуждалось сотрудничество двух стран в сфере обороны. Тогда было заявлено, что «Новый Шелковый путь» должен стать основой для роста китайско-иранского влияния в регионе, и что две страны объединят усилия в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и другими его проблемами. Если упомянутая выше железная дорога КНР – Афганистан успешно продолжит работу и дойдет до Ирана, это может привести к положительным изменениям в жизни Афганистана, который считается одним из мировых источников террористической угрозы. Таким образом, НШП способствует не только экономическому росту, но и укреплению мира в регионах, через которые он проходит.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».