08.05.2017 Автор: Дмитрий Бокарев

ЕАЭС – Сингапур: взаимная выгода

562432434За чуть более чем два года своего существования Евразийский экономический союз (ЕАЭС) приобрел немалое влияние в мировой экономике. Объединенный потенциал Армении, Белоруссии, России, Казахстана и Кыргызстана, а также идея создания общего экономического пространства Евразии и прилегающих к ней территорий привлекают к ЕАЭС все больше партнеров. Активно налаживают контакты с ЕАЭС страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). С самого начала работы Союза большой интерес к сотрудничеству с ним проявляет Республика Сингапур, которая стремится создать с ЕАЭС зону свободной торговли (ЗСТ).

Сингапур – небольшое островное государство, одно из самых маленьких в ЮВА. При этом он обладает одной из самых развитых экономик и входит в число «Четырех азиатских тигров» вместе с Гонконгом, Тайванем и Южной Кореей, названных так из-за впечатляющих экономических успехов. У Сингапура один из самых высоких ВВП и он является торговым и финансовым центром мирового значения.

Благополучие страны держится на развитой промышленности, внешней торговле, финансовых услугах и транзите. Как известно, Сингапур обладает крайне выгодным расположением: вместе с Малайским полуостровом и Суматрой он образует Малаккский пролив, один из важнейших морских путей, через который проходит до четверти всех морских грузоперевозок на планете. Через Малаккский пролив осуществляется сообщение между Европой и большей частью Азиатско-Тихоокеанского региона. Естественно, находиться на этом пути крайне выгодно для Сингапура, ведь он является главным портом почти для всех кораблей, идущих в ЮВА с Ближнего Востока и из Европы, в том числе для танкеров с нефтью и СПГ.

Однако у Сингапура есть большая слабость. Следует помнить, что при населении около 5,5 млн человек, Сингапур обладает слишком маленькой площадью, малыми запасами пресной воды, не имеет полезных ископаемых и условий для сельского хозяйства. Страна не может обеспечить себя ни топливом, ни продуктами питания. Все это она покупает за рубежом. Таким образом, благополучие и даже само выживание сингапурских граждан зависит от внешней политики и торговли с другими странами. В последнее время появились основания считать, что процветание Сингапура под угрозой. Из-за нестабильности на мировом рынке развитие сингапурской экономики демонстрирует спад. Снизился спрос на некоторые виды продукции сингапурской промышленности. Более того, получение части прибыли от расположения на Малаккском проливе также под угрозой. Дело в том, что Китай давно мечтает прорыть канал через узкий перешеек Кра Малайского полуострова, на территории Таиланда. Если это случится, Малаккский пролив утратит значительную часть проходящих через него судов, которые начнут ходить через китайский канал. Если китайский план будет реализован, это станет тяжелейшим ударом по сингапурской экономике.

Под угрозой может оказаться энергетическая и продовольственная безопасность государства. Таким образом, чтобы заранее подстраховаться, Сингапуру необходимо продолжать развивать контакты со странами, обладающими развитым сельским хозяйством и углеводородными ресурсами. Эти страны должны быть расположены не очень далеко от Сингапура, чтобы он мог получать достаточно качественного продовольствия и топлива по разумной цене. Неплохой кандидатурой может быть Китай, однако, как и многие страны региона, Сингапур не хотел бы оказаться в зависимости у своего мощного соседа.

Хорошим кандидатом в поставщики сельхозпродукции и углеводородов для Сингапура являются Россия и другие страны ЕАЭС. Как известно, Сингапур активно сотрудничает с РФ в сфере сельского хозяйства. Так, сингапурская компания Olam International, один из основных агротрейдеров в мире, делает крупные инвестиции в российский агропром, а в марте 2017 г. российские животноводческие компании получили право поставлять в Сингапур свою мясную продукцию. Учитывая, что не только Россия, но и все страны ЕАЭС обладают развитым сельским хозяйством, им всем будет полезно создание евразийско-сингапурской ЗСТ. Кроме того, увеличивается сотрудничество стран ЕАЭС и Сингапура в топливной сфере. Так, в октябре 2015 г. «Газпром» и сингапурская государственная компания «Pavilion Energy» через дочерние компании подписали договор о поставках российского СПГ в Сингапур сроком на 10 лет. В апреле 2017 г. сингапурская корпорация Keppel выразила интерес к участию в российском проекте «Геологическое изучение и промышленное освоение Западно-Анабарского участка недр Республики Саха (Якутия)». Этот проект может стать началом крупномасштабного освоения запасов энергоносителей, сосредоточенных на Ленно-Анабарском прогибе. Руководство Keppel заявило, что огромные запасы нефти и газа РФ делают ее крайне привлекательным партнером для сингапурской корпорации. По-видимому, на фоне растущей торговли энергоносителями, создание ЗСТ крайне своевременно.

В мае 2016 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между сингапурским правительством и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) – наднациональным исполнительным органом ЕАЭС. В соответствии с документом, ЕАЭС и Сингапур обязались всячески развивать сотрудничество и устранять торговые барьеры. Страны будут сотрудничать в вопросах транспорта и инфраструктуры, обеспечении продовольственной безопасности. Будет согласована работа таможенных служб. Также будут созданы рабочие группы для ознакомления обеих сторон с особенностями экономики друг друга и налаживания механизмов взаимодействия.

В декабре 2016 г. состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, в котором принимали участие главы стран ЕАЭС. В результате встречи было решено дать старт переговорам о создании ЗСТ с Сингапуром, а также с Египтом, Индией и Ираном.

В феврале 2017 г. состоялась встреча премьер-министра Сингапура Ли Сянь Луна с председателем ЕЭК Тиграном Саркисяном, на которой глава сингапурского правительства заявил, что его страна готова к конструктивному диалогу и надеется подписать договор о ЗСТ до конца 2017 г.

Создание ЗСТ между ЕАЭС и Сингапуром должно принести немалую выгоду всем участвующим сторонам. Не следует забывать, что, несмотря на все трудности, с которыми Сингапур столкнулся в последние годы, он остается одной из сильнейших экономик мира. Даже если КНР выкопает канал через Таиланд (что пока еще под вопросом), Малаккский пролив, скорее всего, останется в числе важных зон судоходства, а Сингапур останется одним из главных мировых портов. Выход на этот порт – немалый успех для ЕАЭС. Кроме того, Сингапур – один из важнейших членов АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии) и сотрудничая с ним ЕАЭС сможет наладить торговлю со всеми ее членами. Для Сингапура же партнерство с ЕАЭС может стать страховкой на случай экономических потрясений и гарантией продовольственной и энергетической безопасности.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».