02.05.2017 Автор: Владимир Терехов

К предстоящему форуму на тему возрождения ВШП

6734534234218 апреля с.г. китайский МИД опубликовал список 28 лидеров государств, которых руководитель КНР Си Цзиньпин пригласил к участию в работе форума на тему реализации его же инициативы по возрождению “Великого шёлкового пути”, который пройдёт 14-15 мая в Пекине.

Кроме них на будущее мероприятие приглашены около 200 официальных представителей из более 100 стран мира, Генсек ООН, руководители Всемирного банка и Международного валютного фонда. Всего в список участников форума включены 1200 человек.

В тот же день на брифинге по данному поводу выступил министр иностранных дел КНР Ван И. Как состав приглашённых государственных лидеров, так и выступление в связи с этим высокого китайского чиновника позволяют высказать некоторые предварительные соображения относительно предстоящего форума.

Во-первых, обращают на себя внимание его масштабы, а также уровень участников и гостей. Что в очередной раз и самым наглядным образом высвечивает ключевую особенность новой геополитической игры, обусловленную занятием КНР одного из привилегированных мест за мировым игровым столом.

Во-вторых, подтверждаются обозначенные несколько месяцев назад в Давосе претензии Пекина на “подхватывание” знамени экономической глобализации, которое, как кажется, выпадает из рук прежнего “знаменосца”, то есть Вашингтона.

Но, в-третьих, масштабы и уровень представительности форума свидетельствуют также о том, что сама концепция возрождения ВШП не слишком продвинулась по маршруту от политической декларации-мечты (каковой она предстала в 2013 г., когда новому тогда лидеру КНР потребовалось заявить о себе на мировой политической арене) к конкретным экономическим проектам.

Поэтому, в-четвёртых, будущее мероприятие (в целом и в отдельных фрагментах) будет носить в основном политический характер, что отнюдь не понижает его значимость в разворачивающейся геополитической игре.

В-пятых, перспектива существенного продвижения концепции ВШП по упомянутому выше маршруту решающим образом зависит от того, как будут развиваться отношения КНР с теми странами, лидеры которых не обозначены среди 28 приглашённых на форум. И этот последний пункт заслуживает того, чтобы на нём остановиться подробнее.

Несомненно, отсутствующие в списке лидеры не появятся в середине мая в Пекине не потому, что их не хотят здесь видеть. Почти наверняка, совсем наоборот. Но они не были официально приглашены, поскольку, вероятно, предварительный (неофициальный) зондаж не показывал в этом плане позитивных перспектив.

Представляется интересным указать на некоторых из отсутствующих в списке государственных лидеров (хотя не исключено, что их официальные представители того или иного ранга на форуме будут присутствовать).

Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие в списке глав правительств ведущих стран ЕС, который будут представлять лидеры Италии, Испании, Польши, Греции, Венгрии, а также Сербии (находящейся на стадии вступления в ЕС). Напомним, что конечным пунктом древнего “Шёлкового пути” являлась как раз Европа, которая и сегодня занимает первое место среди торговых партнёров Китая.

Однако, как уже не раз отмечалось в НВО, в европейско-китайских торговых отношениях в последние годы возникли серьёзные проблемы, которые стороны, видимо, только собираются обсудить. Причём пока о самой возможности такого обсуждения на высшем уровне говорится, скорее, в КНР. Кроме того, нет никаких гарантий успеха будущих переговоров, ибо проблемы в двусторонних экономических отношениях носят совсем не поверхностный характер.

Но тогда возникает естественный вопрос, а, собственно, зачем планировать гигантские затраты с целью расширения торгового пути, если на его конечном пункте на вас уже сегодня смотрят косо?

Тем не менее дебаты на тему где “на самом деле” пройдут главные маршруты ВШП носят достаточно интенсивный характер. И такие дебаты не кажутся беспредметными, если иметь в виду, что, наряду с чисто экономическими, концепция ВШП нацелена и на решение политических, а также военно-стратегических задач КНР.

Не исключено, что эти вторые задачи вообще могут оказаться превалирующими. Во всяком случае к подобным предположениям подталкивает всё, что сопутствует проекту Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), на реализацию которого КНР собирается потратить 46 млрд долл.

Логическим продолжением КПЭК могут стать инфраструктурные проекты в Королевстве Саудовская Аравия, а также Израиле, о чём недавно в Пекине вели переговоры с Си Цзиньпином лидеры этих стран. Дальнейшим же продолжением маршрута ВШП через Пакистан и страны Большого Ближнего Востока могут стать не только Европа, но и Африка, к которой в последние годы КНР проявляет повышенное внимание.

Однако сам факт начавшихся работ по проекту КПЭК провоцирует негативную реакцию в Индии, что, наряду с прочими проблемами в китайско-индийских отношениях, объясняет отсутствие премьер-министра Н. Моди в списке приглашённых на форум в Пекине (хотя официальные представители этой страны на нём будут присутствовать).

На упоминавшемся выше брифинге Ван И, в очередной раз предложив Индии присоединиться к реализации КПЭК, особо подчеркнул, что это “чисто экономический проект”. А тот факт, что КПЭК пройдёт по территории бывшего княжества Кашмир никак не может свидетельствовать, как полагает Ван И, о вмешательстве КНР в индийско-пакистанские территориальные споры.

Здесь, однако, следует отметить, что в Индии указанную часть бывшего княжества называют не иначе как “оккупированный Пакистаном Кашмир” (Pakistan-occupied Kashmir, PoK). Естественно предположить, что в охране (например, от пресловутых “террористов”) будущей инфраструктуры КПЭК на участке PoK, наряду с пакистанскими, будут и китайские военные подразделения.

Вполне ожидаемым стало отсутствие в списке приглашённых премьер-министра Японии и президента США. Наряду с политическими аспектами сложностей в отношениях с Китаем, обе эти державы (которые, впрочем, входят в число его основных торговых партнёров) находятся под воздействием синдрома “пост-Транстихоокеанского партнёрства”.

Сейчас только формируется новая экономическая политика как в двустороннем американо-японском формате, так и каждой из этих стран в отношении Китая. Здесь примечательной представляется готовность КНР видеть обоих главных политических оппонентов в числе участников как ВШП, так и контролируемого Пекином Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

С учётом всего вышесказанного уже сейчас можно прогнозировать, что центральным фрагментом всего предстоящего мероприятия в Пекине станет характер участия в нём тандема “Си-Путин”, на укрепление которого “работают” и все последние акции США.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».