EN|FR|RU
Социальные сети:

К визиту в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ

Владимир Терехов, 28 апреля

5234123123Визит 27 апреля в Москву премьер-министра Японии Синдзо Абэ, в ходе которого состоялись его переговоры с российским президентом В. Путиным, несомненно, стал одним из самых значимых событий процесса выстраивания двусторонних отношений, а также мировой политики последних месяцев в целом.

Напомним, что всего лишь четыре месяца назад с официальным визитом в Токио находился президент РФ. С учётом того, что на различных площадках В. Путин и С. Абэ встречались уже 17 раз (и в текущем году поговорят ещё не единожды) с уверенностью можно утверждать, что среди лидеров стран, совокупно обозначаемых (сомнительным) термином “Запад”, японский премьер является наиболее частым собеседником российского руководства.

Объяснение этого феномена только значимостью для Японии так называемой “проблемы Северных территорий” (а для Москвы важностью фактора экономической кооперации с ней) давно кажется слишком поверхностным. Обе страны, как и другие ведущие региональные державы, в последние годы оказались в условиях нарастающих внешнеполитических вызовов.

Осознание фактора накопления опасных тенденций в АТР в целом и, в особенности, в морской полосе, простирающейся от Корейского полуострова до Малаккского пролива, стимулирует поддержание более или менее постоянных контактов между основными державами региона, к каковым относятся РФ и Япония.

Ситуацию здесь можно сравнить с периодической активизацией подводных вулканов, которые протянулись цепью по направлению с северо-запада на юго-восток. В течение почти всего прошлого года наибольшее беспокойство вызывал политический “вулкан”, расположившийся в Южно-Китайском море.

Однако с конца 2016 г. и до сих пор возрастающие опасения вызывают очередное “извержение” слов и дел на Корейском полуострове. Связанная с этим региональная (грозящая стать глобальной) проблема вынужденным образом оказалась в центре переговоров В. Путин – С. Абэ.

Здесь важно отметить, что РФ и Япония не являются главными участниками “большой политической игры” на Корейском полуострове. Эту роль выполняют США и КНР. Поэтому представляется совершенно очевидным, что лидер Японии, находящейся в союзнических отношениях с США, приехал в Москву с позицией, которая согласована с Вашингтоном.

Не вызывает также сомнений, что итоги переговоров с В. Путиным будут доведены до сведения американского руководства уже в Лондоне, куда японский премьер отправляется после завершения визита в Россию.

Нынешняя американская позиция по ситуации на Корейском полуострове устоялась в течение буквально последних дней и была подтверждена как раз накануне переговоров В. Путин – С. Абэ: виновницей напряжённости на полуострове является КНДР – нарушительница различных резолюций СБ ООН. С целью прекращения “нарушений” США вместе с союзниками оказывают на Пхеньян дипломатическое и экономическое давление, к чему призывают присоединиться и “партнёров по региону”.

К этому, однако, следует, добавить, что указанное “давление” подкрепляется различного рода военными демонстрациями, самым последним актом которых стало появление в южнокорейском порту Пусан американской АПЛ “Мичиган”.

В свою очередь позиция Китая и России, признающая обоснованность претензий к Пхеньяну, указывает на фактор роста военной угрозы, направленной в его сторону с территории Южной Кореи. Поэтому снижения напряжённости на Корейском полуострове можно добиться только “заморозкой” на некоторое время как северокорейской РЯП (Ракетно-ядерной программы), так и приостановкой на то же время проведения масштабных американо-южнокорейских военных учений вблизи границ с КНДР.

В принципе, этот период можно было бы использовать для решения комплекса фундаментальных проблем на Корейском полуострове. Однако перспектива разрешения “Корейской проблемы” в целом прямо выходит на проблематику позиционирования в современном мире главного игрока, то есть США.

Между тем, новая американская администрация, кажется, получила команду “отбой” попыткам сосредоточиться на решении накопившихся внутренних проблем.

А это, в свою очередь, означает, что образ “непредсказуемого северокорейского режима” (хотя кто бы говорил о “непредсказуемости” после ракетного удара по сирийскому аэродрому) ещё потребуется для сохранения на Корейском полуострове американского “передового базирования”, обращённого в сторону КНР.

Поэтому 27 апреля “Корейская проблема” обсуждалась в Москве в “укороченном” формате с целью поиска в актуальной опасной ситуации компромисса между двумя обозначенными выше позициями. Хотя на итоговой пресс-конференции обоих лидеров и прозвучал призыв возобновить прерванную в 2008 г. работу “Группы шести” (включающей в себя США, КНР, РФ, Японию и обе Кореи), которая и создавалась с целью решения проблемы денуклеаризации Корейского полуострова.

Что касается двусторонних отношений, то продолжилась дискуссия на тему подготовки заключения двустороннего мирного договора по итогам войны в АТР, завершившейся в сентябре 1945 г., а также были подписаны несколько соглашений по совместным экономическим проектам.

Наконец, очередные переговоры В. Путин – С. Абэ служат подходящим поводом для краткого изложения авторского видения некоторых моментов позиционирования России в АТР:

  • общий “разворот на Восток” российской государственной политики (внутренней и внешней) должен получить гораздо более определённые очертания;
  • основной внешней проблемой в процессе подобного “разворота” станут давно формирующиеся сложности в японо-китайских отношениях, в которых, однако, в последние дни появились позитивные проблески. России следует оказывать всяческое содействие их развитию;
  • не в интересах РФ, а также всех других региональных игроков (гипотетический) уход США из субрегиона Северо-Восточной Азии. Речь должна идти о согласовании здесь целей и действий США, Китая России и Японии;
  • при благоприятном развитии отношений в конфигурации “США–Китай–Россия–Япония” все три ведущих региональных партнёра России следует привлечь к экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока;
  • в нынешнем формате российско-китайских отношений не должно быть значимых “щелей”, в которые можно было бы вбивать клинья путём оказания поочерёдного давления на Пекин и (сейчас) на Москву. Подобную опасность видят и в КНР.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».