EN|FR|RU
Социальные сети:

Есть ли будущее у христиан Ближнего Востока?

Погос Анастасов, 25 апреля 2017

452343243Драматические события вокруг Сирии – гибель людей от отравляющих газов в Идлибе 4 апреля, последовавший затем 7 апреля ракетный удар США по сирийской авиабазе Шайрат и начавшиеся затем бурные дискуссии в Совете Безопасности ООН – отодвинули на задний план другие трагедии Ближнего Востока. В первую очередь, террористические атаки на коптскую общину в Египте, которые вновь вернули в повестку дня тему судьбы христиан региона.

Вначале несколько слов о самом печальном событии. В знаковый для христиан день – Вербное воскресенье – 9 апреля два мощных взрыва прозвучало в двух коптских храмах в двух египетских городах – Танте и Александрии во время праздничного богослужения, убив 49 и ранив около 120 человек. Власти тут же отреагировали, введя на три месяца чрезвычайное положение и создав Высший антитеррористический совет, что в США и других странах Запада вызвало не волну сочувствия к христианам, а мощную критику режима за «зажим демократии».

А думать о судьбе христиан Ближнего Востока и в том числе Египта надо сейчас гораздо больше, чем мы это наблюдаем. Коптская община всегда была одним из важных хранителей национального самосознания египтян, хотя копты и составляли по разным оценкам (официальных данных нет с 2006 года) от 7 до 11 процентов населения страны или от 6 до 13 млн человек. В течение веков они играли важную роль в экономике, политике и культуре египетского государства. Из наиболее именитых коптов можно вспомнить генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали (его дед – Бутрос Гали был премьер-министром страны в 1908-1910 гг. и был убит египетским националистом). Правда, в течение всего двадцатого века их роль в политике и экономике неуклонно снижалась, а в правительства последних лет и в губернаторы попадало не более 1-2 человек, а в парламенте при Х. Мубараке их было всего шестеро.

Вместе с тем, в течение двадцатого века, приблизительно до начала 90-х годов особых притеснений копты не испытывали. Да, их вес в экономике, политике и численном составе населения снижался, но это не влияло на их статус. Проблемы начали медленно нарастать с победой «исламской революции» в Иране в 1979 году и кризисом светской модели управления государством, которая была усилена крахом СССР, а с ним и левого светского вектора в политике арабских государств. Многие арабские страны, ранее ориентировавшиеся либо на социалистическую модель, либо на либеральную западную, как Египет (но в любом случае светскую), стали испытывать на себе давление исламистов, прежде всего «братьев-мусульман», поднявших лозунг «ислам – это решение».

Коптская община в Египте, установившая в период правления Х. Мубарака через Папу Шенуду III прочные отношения с государственными органами, которые в целом ее защищали, в девяностые годы стала подвергаться массовым нападениям со стороны исламистов. Инциденты в период 1990-1997 гг. имели место во многих населенных пунктах (Абу-Куркасе, Манфалюте, Асьюте, Иззет-Дауде и т.д.) и привели к гибели десятков христиан. Апофеозом стало нападение исламистов в ноябре 1997 года на туристов в Луксоре, после чего государство обрушило на них свои репрессии. Исламистов на время удалось утихомирить, хотя волнения «на бытовой почве» и притеснения христиан под предлогом «незаконного строительства ими церквей», якобы наносимых коптами «оскорблений» исламу, сожительства христианки с мусульманином и т.п. продолжались, что приводило к медленному, но ускоряющемуся отъезду коптов и других христиан (например, армян, имевших свои позиции в бизнесе Александрии) из страны. Имели место и террористические атаки, похожие на последние теракты, например, взрывы в коптских храмах в Александрии в 2011 году.

Приход к власти «братьев-мусульман» после «революции 25 января» в 2011 году и президентских выборов 2012 года, на которых победил их ставленник Мухаммед Мурси, резко осложнили положение коптов, поддержавших на них Ахмеда Шафика, светского политика из окружения Х. Мубарака. Их притеснения, несмотря на обещания новых властей защитить христиан, только нарастали. С января 2011 года по март 2014, как свидетельствует «Египетская Ассоциация жертв и похищений», были похищены 550 коптских женщин и девушек. В разных районах страны участились нападения и убийства последователей Иисуса Христа. Однако на Западе эти факты либо замалчивались, либо интерпретировались как «искажение реальности» – мол, коптские девушки сами выходят замуж за мусульман, а потом копты это выставляют как похищение.

В этой ситуации приход к власти в Египте в 2013 году армейской верхушки во главе с Абдель Фаттахом ас-Сисси и отстранение «братьев-мусульман» от рычагов власти был воспринят коптами как избавление. Сменивший Шенуду III коптский Папа Теодорос II выразил солидарность с египетской армией, как отражающей волю народа. Важным и знаковым событием для христиан-коптов стало принятие в 2014 году Основного закона, в котором впервые, хоть и кратко, но упоминается христианский период в истории Египта. При этом понятно, что ислам остался государственной религией, а шариат – источником законодательства.

Последние события – взрывы в коптских храмах, а также появившиеся в последние месяцы угрозы ДАИШ в адрес коптов на Синайском полуострове ставят под вопрос относительное спокойствие христиан в Египте.

Но они также являются и вызовом для новой американской администрации. Продолжит ли она дрейф в сторону дипломатии Дж. Буша и Б. Обамы, когда под лозунги о мире дела Вашингтоном на Ближнем Востоке велись к смене режимов, причем с явным уклоном в сторону поддержки «братьев-мусульман» как якобы демократических сил? При этом известно, что именно «братья-мусульмане» при молчаливом одобрении Запада развернули самые масштабные за последние тысячу лет преследования христиан в регионе, а сменившие их в качестве лидеров уничтожения христианского фактора ДАИШ-евцы довели эту политику до геноцида христиан в Сирии и Ираке.

Или же администрация Д. Трампа найдет в себе силы поменять многолетний вектор в своей политике и расширит инструментарий борьбы с радикальными исламистами и ДАИШ, включив в него и защиту национальных меньшинств Ближнего Востока, в том числе и христиан?

В любом случае заметив проблему геноцида и изгнания христиан и других национальных, этнических и религиозных меньшинств с Ближнего Востока, внеся ее в свою повестку дня, администрация Д. Трампа докажет, что она действительно отличается от неоконов, реально ставит цели обуздания радикального исламизма, одной из главных политических целей которого стоит уничтожение двухтысячелетнего христианского фактора в регионе.

Это расширит эвентуальную платформу взаимодействия США и России на Ближнем Востоке в борьбе с экстремистами и террористами, создаст предпосылки, в том числе духовные для преодоления противостояния Москвы и Вашингтона в регионе. Может быть, в Белом доме задумаются над этим?

Погос Анастасов, политолог, востоковед, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».