Прошедшие три месяца нового 2017 года показали, что именно ожидает Ближний и Средний Восток в ближайшем будущем. Вполне естественно, что «исламский халифат» будет и дальше терять свои позиции, пока окончательно не рухнет. Но это, кстати, не означает, что борьба на этом закончится. Она будет продолжаться со стороны террористов, бандитов и наемников и лишь перейдет в более сложную, скрытую форму партизанской борьбы. Одновременно подспудно развернется борьба среди тех государств, которые пока в какой-то мере объединены в своей борьбе против ДАИШ.
Навряд ли Саудовская Аравия из-за временного отсутствия претензий Египта отбросит свои планы по лидерству всего Арабского мира и основного игрока в ближневосточном регионе. Вслед за Эр-Риядом продолжит усилия по накачиванию своего престижа Доха, тем более что огромные накопленные богатства, в условиях обнищания других стран, позволяют ей это делать. Не будут отставать от них Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, правители которых считают, что все дела в арабском мире, а тем более среди своих соседей — Сирии и Ирака — должны решать только сами арабы, не прибегая к помощи «великих держав». Кстати, во всех мечетях до сих пор стоят специальные урны для пожертвования «братьям-жертвам террора». Но основную лепту, вполне естественно, вносят государственные структуры и сонм всяческих принцев. Таким образом финансовая, военная и политическая подпитка «борцов за свободу» в регионе будет продолжаться, как и то, что будет гибнуть мирное население не только Ближнего Востока, но и далеких, попавших в немилость Йемена и Сомали.
Но помимо самих ближневосточных государств существует еще ряд сильных игроков, которые кровно заинтересованы в регионе. Прежде всего, это Соединенные Штаты и Россия, которые уже застолбили свои интересы и навряд ли уйдут оттуда или поступаться своими интересами. Кроме того, есть местные игроки – Турция и Иран. А также все более настойчиво заявляющий о своих интересах Пекин. Вполне естественно, что на каком этапе все эти страны либо будут сотрудничать, либо соперничать, оптом и в розницу скупая местные элиты.
Москва в отличие от других держав четко и ясно заявила о своей благородной позиции. Она хочет окончательно покончить с мировым терроризмом, в первую очередь с теми бандитами и наемниками, которые пока еще существуют в Сирии и Ираке, похоронить «исламский халифат» и восстановить суверенитет ближневосточных стран, сохранить законно избранного сирийского президента Башара Асада, вновь принести мир и спокойствие на истерзанную землю. Сирия и Ирак, где зародились первые государства, должны существовать в своих границах до тех пор, пока сами народы не определят новые границы и новые государства, если они в дальнейшем появятся. Москва неоднократно говорила и продолжает настаивать, что только сами народы в рамках международных законов должны определять свою собственную судьбу.
Например, один из ключевых пунктов политического урегулирования — разработка и принятие новой Конституции Сирии. Москва выдвинула для рассмотрения свой вариант, обобщающий те предложения, что звучали от сирийского правительства и оппозиции в последние годы. При этом, как подчеркнул российский министр иностранных дел С.Лавров, Россия никому свой проект не навязывает, а ставит своей задачей стимулировать дискуссию.
Прямо противоположную позицию в ближневосточных делах, по всей видимости, хочет занять новая администрация Вашингтона. Правда, пока Дональд Трамп так и не определил четкую позицию Соединенных Штатов, но ряд фактов позволяет прояснить дальнейшие шаги новой администрации. И в этом плане, пожалуй, обильную пищу дают результаты только что закончившегося визита в Вашингтон премьер-министра Ирака Хейдара аль-Абади. В беседе с ним Д.Трамп выразил сожаление в связи с решением Барака Обамы вывести войска из Ирака в 2011 году. В процессе беседы политики коснулись одной из наиболее острых для Ирака проблем — борьбы с исламским терроризмом. Кстати, вторым миграционным указом президента США Дональда Трампа Ирак был исключен из списка стран, гражданам которых запрещался въезд в США. Такое решение Д.Трамп объяснял тем, что Багдад является важным союзником США в борьбе с террористами группировки ДАИШ. Другими словами, сейчас делается все, чтобы вновь приблизить Багдад и попытаться если не оторвать его от Тегерана, то хотя бы снизить иранское влияние.
Если Д.Трамп сожалеет о выводе американских войск из Ирака, то вполне очевидно, что они могут вновь оказаться там на постоянной основе на базе какого-либо соглашения. Сейчас официальный Багдад, оказавшись в тяжелом положении из-за невозможности пока взять под свой полный контроль Мосул, из-за постоянных политических и финансовых споров с курдами готов вновь прибегнуть к помощи Соединенных Штатов, чтобы укрепить свое весьма непрочное положение. Видимо, это также в интересах Вашингтона, поскольку пока Багдад в состоянии платить за военную помощь. Например, только за последние годы Ирак купил в Соединенных Штатах оружия (заметим, не самого современного) и вооружения на 12 миллиардов долларов.
Кроме того, Д.Трамп начал пробовать «качать мускулы», прибегая к старой проверенной схеме посылки авианосцев в проблемные для американцев регионы, своего рода «политике канонерок». Впервые с момента вступления в должность президента США авианосная ударная группа американского ВМФ вернулась в акваторию Персидского залива. Ее основой стал последний авианосец класса Nimitz – George H.W. Bush. Интересно, что в Ормузском заливе американцев встретили корабли Корпуса стражей Исламской революции, которые сопровождали американцев на протяжении суток, оставаясь на значительном расстоянии от вероятного противника. Ранее президент Д. Трамп заявлял, что если иранцы попробуют преградить путь американскому флоту, их корабли будут «разметаны на кусочки». Вот вам и новые нюансы старой политики.
И, наконец, будет не лишним проанализировать все возрастающее влияние Китая в регионе, его связи с рядом арабских стран и прежде всего с Эр-Риядом. В этом плане, пожалуй, многое прояснил только что закончившийся визит в Пекин саудовского короля Салмана ибн Абдул Азиз Аль Сауда. Многие политики отметили, что между Китаем и Саудовской Аравией уже установлены отношения всестороннего стратегического партнерства. Год назад был визит Си Цзиньпина на Ближний Восток, когда он посетил Саудовскую Аравию, установив личные дружеские отношения с саудовским королем и его сыном, занимающим ряд важных постов и претендующим на место короля. Сейчас публикуется много материалов, показывающих, что между этими двумя странами многолетняя дружба, стратегическое сотрудничество и всякие виды партнерства. Но цифры действительно показывают, что есть основания для таких очень оптимистических сообщений.
Принятое обеими сторонами по результатам визита «Совместное заявление» подчеркнуло «поддержку китайской стороной усилий Королевства Саудовская Аравия по реализации “Видения: 2030” и стремление КНР быть мировым партнером Королевства в сфере диверсификации его экономики». Саудовская Аравия, в свою очередь, заявила о своей готовности быть мировым партнером в создании «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», став его основным полюсом проекта «Пояс и путь» в регионе Западной Азии. При этом Эр-Рияд и Пекин высказались за скорейшее создание Зоны свободной торговли между КНР и арабскими государствами зоны Персидского залива. Экономи
Однако проблемой являются политические отношения. Недаром Саудовская Аравия последней из арабских стран установила с Китаем дипломатические отношения, очень долго поддерживала близкие отношения с Тайванем. Одна из главных причин — боязнь коммунистической экспансии и полное неприятие Эр-Риядом атеистической идеологии, марксизма.
Если говорить вкратце, и в этом согласны большинство политологов, то страны Ближнего Востока ожидают в этом году большие перемены, и многое здесь будет зависеть не от самих народов, а от «окружающего мира».
Виктор Михин, член-корреспонде