«Мягкая» дипломатия призвана повысить привлекательност
Однако по индексу ее эффективности (он применяется для оценки влияния одного государства на другие) Китай в 2016 г. занял только 28-ое место в мире. Но в Юго-Восточной Азии этот показатель намного выше. Опрос общественного мнения свидетельствует о том, что большинство населения (за исключением вьетнамцев) считает, что Китай оказывает сильное влияние на страны региона, при этом доминирует позитивное отношение к этому процессу.
Во многом это связано с проводимой Китаем политикой мягкой силы, которая должна продемонстрирова
То, что это выгодно Китаю, не вызывает сомнения. Его интерес к ЮВА мотивируется амбициями на политическое и экономическое доминирование в АТР. В этих целях и задействуются механизмы политики мягкой силы, среди которых превалируют экономические, призванные повысить привлекательност
Регион Юго-Восточной Азии обладает целым рядом преимуществ для обеспечения экономического роста Китая: богат природными ресурсами, имеет объемный рынок для экспорта китайской продукции, крайне выгоден для инвестиций, вписан в китайский проект «Нового шелкового пути».
Но для стран Юго-Восточной Азии мягкая дипломатия Китая оборачивается как выгодами, так и потерями. Выгоды – в возможности получить доступ на китайский рынок, к современным технологиям и, что особенно важно, к финансовым ресурсам. Однако наряду с извлечением пользы от расширения добрососедских отношений с Китаем они сталкиваются и с немалыми рисками.
Экономические риски. Образ Китая как великодушного спонсора стран ЮВА, каким он стремится себя представить, может поблекнуть на фоне потери ими своих конкурентных преимуществ в условиях экономического доминирования КНР в регионе. Льготные условия китайских кредитов привязывают их исключительно к китайским поставкам оборудования и даже к использованию китайской рабочей силы в осуществлении проектов развития. Возрастают экономические риски для мелкого и среднего национального предпринимательс
И, судя по опросу общественного мнения, китайская модель развития воспринимается как наименее привлекательная в регионе именно в силу вышеперечисленны
Политические риски. Экономическое сближение с Китаем в странах с авторитарными режимами, такими как Камбоджа и Таиланд, способствует укреплению позиций властных структур, а в странах с демократическими формами правления, такими как Индонезия и Малайзия, вызывает рост антикитайских настроений, что используется оппозицией в политической борьбе.
На региональном уровне экономический «подкуп» властных структур, прежде всего в Камбодже и Лаосе, помог Китаю избежать формирования согласованной позиции АСЕАН по территориальным спорам в Южно-Китайском море.
Риски культурной экспансии. Если применение экономических инструментов мягкой силы имеет своим объектом государство и частный бизнес, то для повышения своей привлекательност
Только в 2016 г. страны ЮВА посетило 18,6 млн китайцев. Наиболее популярным туристическим местом стал Таиланд. Туризм обеспечивает 11% ВВП страны. Но трансформируются ли эти экономические дивиденды в позитивный образ Китая, как того желает его руководство?
Китайские туристы пользуются «дурной славой» в странах ЮВА. Несмотря на экономические выгоды, местное население испытывает культурный шок от массового наплыва китайских туристов. Их обвиняют в грубости, невежестве, в пренебрежении к традициям принимающей стороны. Поэтому вряд ли китайские туристы способствуют формированию благожелательног
Решение этой задачи также возлагается на Институты Конфуция, призванные экспортировать китайскую культуру. Руководство Китая считает, что страна повысит свою привлекательност
Тем не менее преувеличивать значение этих образовательных учреждений для повышения привлекательност
Хотя опрос общественного мнения и свидетельствует в пользу признания за Китаем позитивного влияния на страны Юго-Восточной Азии, однако это не исключает аналогичного мнения относительно других стран – США, Японии и Южной Кореи, которые остаются главными конкурентами Китая в регионе.
Сегодня, когда новый президент США заявил о пересмотре внешнеполитическ
Наталия Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».