В Юго-Восточной Азии проживает около 250 млн мусульман (15% мусульман всего мира), в основном в Индонезии, которая является самой крупной мусульманской страной мира (190 млн чел.). В отличие от южных районов Таиланда и Филиппин, где ислам стал лозунгом антиправительств
Воздействие ДАИШ на политическое развитие этих стран проявляется напрямую – в нарастании экстремизма и повышении угрозы терроризма и косвенно – в усилении исламского радикализма в политическом движении.
Угроза распространения влияния ДАИШ в регионе объясняется наличием здесь организационной базы террористов, имеющих давние контакты с международными террористическим
При этом просчитываются различные сценарии развития ситуации в условиях как «победы», так и «поражения» ДАИШ на Ближнем Востоке. И в том, и в другом случае возможности её влияния на развитие джихадистского движения в ЮВА с сопутствующим высоким уровнем террористической угрозы остаются достаточно большими.
Главная опасность исходит от так называемых «волков-одиночек», вдохновленных идеологией ДАИШ. Ими могут быть как бывшие боевики ДАИШ, так и отдельные радикально настроенные мусульмане. Их объединяет общность салафитской идеологии, неприятие светских демократических режимов и готовность бороться за создание исламского халифата под названием Даулах Исламиях Нусантара (Daulah Islamiyah Nusantara) на территории Индонезии, Малайзии, Сингапура, на юге Таиланде и Филиппин. А это соответствует планам ДАИШ по укреплению здесь своего плацдарма.
И хотя вероятность образования халифата на территории ЮВА невысока, тем не менее в условиях распространения международного терроризма возрастает риск быстрой радикализации мусульманской общины. Для мусульманских стран ЮВА это имеет серьезные политические последствия, которые выражаются в возможном расколе общества при проявлении его религиозной нетерпимости, в подрыве стабильности пока ещё неокрепших демократических режимов.
Угроза радикализации мусульманских стран ЮВА, во многом инспирированная извне, нарастает в условиях укрепления идейно-политических позиций консервативной части суннитской общины, настроенной враждебно по отношению к носителям других религиозных течений и представителям других этносов. Идея толерантности, лежащая в основе умеренного ислама как в Индонезии так и Малайзии (несмотря на преследование шиитов и гонения на представителей других религиозных концессий) и являющаяся залогом существования светского государства, деформируется под влиянием усиливающейся пропаганды идеи исключительной мусульманской идентичности.
Мусульманские страны ЮВА стоят на пороге политического кризиса, проявляющегося в расколе общества на тех, кто поддерживает конституционное светское правительство, и тех, кто использует ислам для борьбы с плюралистическим демократическим государством. Распространение транснационально
Наталия Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».