19.03.2017 Автор: София Пале

«Новый Шелковый путь» – новые возможности для Непала

NEPAL_(f)_1220_-_Lavoratori_migrantiНепал – небольшое государство в Гималаях, лежащее между Индией и Китаем. Эти два азиатских гиганта давно соперничают за влияние в Непале. До сих пор главным партнером Непала была Индия, однако в последнее время КНР значительно укрепила здесь свои позиции.

Известно, что Непал – одна из беднейших стран мира. Среди главных факторов, сдерживающих развитие непальской экономики, – географическая изоляция. У Непала нет выхода к морю, а большая часть страны находится в труднопроходимых Гималайских горах. При этом Непал имеет границу только с двумя государствами – Индией и Китаем. Такой узкий выбор торговых партнеров слабо способствует развитию торговли. Более того, от Китая большая часть Непала отделена Большим Гималайским хребтом, поэтому активное сообщение у страны есть только с Индией. Оттуда в Непал и поставляются почти все необходимые товары. Также через индийский порт Калькутта Непал имеет возможность торговать с другими странами, однако объемы этой торговли невелики, и доступ Непала к морю целиком зависит от доброй воли Индии.

Как известно, слишком узкий выбор торговых партнеров негативно сказывается на экономике любой страны. Чтобы снизить зависимость своей экономики от Индии, Непал в последние годы развивает отношения с Китаем. Главная задача – создание китайско-непальских транспортных маршрутов. При этом, чтобы хоть как-то расширить свой узкий «круг общения», Непал стремится сотрудничать с международными организациями.

В марте 2016 г. в Пекине в штаб-квартире Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) состоялось подписание меморандума о присвоении Непалу статуса партнера по диалогу. На церемонии присутствовал непальский премьер-министр Кхадга Прасад Шарма Оли. Сотрудничество с ШОС, в которую входят Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, – это уже важный шаг для расширения непальских международных отношений.

После подписания Меморандума Кхадга Прасад Шарма Оли дополнительно встретился с премьер-министром КНР Ли Кэцяном. В результате Непал и Китай подписали ряд новых документов о сотрудничестве. Все они в той или иной степени имеют отношение к развитию непальской экономики и транспортного сообщения с окружающим миром. Так, КНР решила построить железную дорогу длиной 450 км от г. Шигадзе в Тибетском автономном округе до г. Кийронг недалеко от нынешней китайско-непальской границы, которая будет готова к 2020 г. По китайским железным дорогам Непал сможет перевозить свои товары в китайский морской порт, через который сможет осуществлять торговлю с третьими странами. Выбрать подходящий порт непальской стороне еще предстоит. Также Китай решил оказать финансовую и техническую помощь в строительстве и развитии нового международного аэропорта в непальском городе Покхара. Еще одним соглашением Поднебесная обязалась помочь Непалу в разведке нефтяных и газовых месторождений на его территории. И наконец, Китай и Непал договорились рассмотреть возможность создания зоны свободной торговли.

Сближение между Китаем и Непалом происходит не только в сфере экономики. В конце марта 2016 г. СМИ сообщили о расширении китайско-непальского военного сотрудничества. Представители военных ведомств двух стран договорились об обмене информацией, совместной борьбе с последствиями стихийных бедствий и преследовании сторонников отделения Тибета от КНР.

В июне 2016 г. Китай выделил Непалу обещанный в марте кредит на строительство аэропорта в Покхаре в размере $216 млн. Работы по сооружению аэропорта также будет вести китайская компания. Ожидается, что аэропорт начнет работу в 2020 г. Власти Непала рассчитывают, что создание нового аэропорта поспособствует росту туристического потока.

В августе 2016 г. новым главой непальского правительства был избран Пушпа Камал Дахала, лидер маоистской партии. Пожалуй, это событие также поспособствовало росту взаимопонимания между Непалом и Китаем.

Если железная дорога, по которой Непал получит выход к морю, будет готова лишь в 2020 г., то сообщение своих центральных районов с этой далекой страной Китай уже наладил. В ноябре 2016 г. из г. Ланьчжоу (провинция Ганьсу) в столицу Непала Катманду отправился первый состав, открывший регулярное китайско-непальское грузовое сообщение. Общая длина маршрута превышает 2,5 тыс. км.

Начало китайско-непальского железнодорожного сообщения может стать новой страницей в истории Непала и значительно снизить его изоляцию, ведь по китайским железным дорогам скоро можно будет доехать до любого уголка Евразии, благодаря проекту «Новый Шелковый путь».

В конце февраля 2017 г. в Катманду состоялась 14-я ежегодная конференция китайско-непальской торгово-промышленной палаты. Главной темой встречи стала возможность участия Непала в китайской инициативе «Один пояс – один путь». Выступая на конференции, посол КНР в Непале Юй Хун сообщила, что ее страна надеется, что Непал поддержит китайские проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». По ее словам, Китай и Непал уже готовятся к подписанию соответствующего Меморандума о взаимопонимании. Также Юй Хун напомнила, что уже не менее 100 государств проявили интерес к участию в проекте, а более 40 стран и международных организаций уже к нему присоединились. В заключение она сказала, что перед китайско-непальскими отношениями открываются огромные перспективы, и что две страны значительно укрепят двустороннее взаимодействие, сотрудничая в рамках проекта «Новый Шелковый путь».

В свою очередь, заместитель премьер-министра Непала Кришна Бахадур Махара заявил, что его страна также желает развивать экономические отношения с Китаем. По его словам, непальское правительство в ближайшее время намерено предпринять шаги, чтобы привлечь больше китайских инвестиций. Также высказался бывший секретарь правительства Непала Пурушоттама Оджха. По его словам, участие в инициативе «Один пояс – один путь» поможет таким труднодоступным и частично изолированным горным странам, как Непал и Бутан, наладить сообщение не только с КНР, но и со всем окружающим миром. Еще он подчеркнул важность развития железнодорожного сообщения между Непалом и Китаем, которое непременно произойдет в рамках проекта «Новый Шелковый путь».

Возможно, развитие экономического и транспортного сотрудничества с Китаем позволит непальской экономике освободиться от индийской зависимости. Однако это не значит, что Непал намерен перестать сотрудничать с Индией. Получив выход к морю через китайский порт, Непал ни в коем случае не собирается отказываться от индийского порта Калькутта, которым пользуется сейчас. Стране необходимы гармоничные отношения с обоими соседями, чтобы здоровая конкуренция между ними заставляла их делать Непалу все более выгодные предложения. Как сказал непальский посол в Индии на прошедшем в начале марта 2017 г. форуме «Непал и Индия: экономическое развитие и сотрудничество», положение Непала между Китаем и Индией несет в себе огромные возможности. Эта маленькая горная страна может стать мостом между двумя экономическими гигантами Азии, способствуя развитию всего региона.

София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».